Меню
Категории
Духовской Т.А., Лустач А.В. «Соционика: поведение или структура психики?»
18/02/2009 Статьи

Известно, что характер человека включает в себя много качеств, таких как жизненный опыт, уровень интеллекта, социальный слой и среда, образование, пол, состояние здоровья, в том числе и психического, темперамент, генотип и многое другое. Соционика, в отличие от других типологий человека, описывает не весь характер человека, а лишь одну его составляющую. Она выводит особенности поведения, мышления, внешности и т.д. из внутренней структуры психики человека. Соционика изучает Тип Информационного Метаболизма (ТИМ) человека или психотип, как принято его называть. Модель «А», названная так в честь ее создательницы Аушры Аугустинавичюте, схематично отражает устройство психики человека и включает в себя восемь ячеек с расположенными в них функциями, которые «наполняют» психику. Для того, чтобы понять, как работает психотип, нужно определить природу психических функций и понять, как связаны и взаимодействуют ячейки в Модели А.

Для наполнения модели психики в соционике используют два способа – поведенческий и структурный. Чтобы показать их отличия, проведем упрощенную аналогию. Например, у нас есть компьютер, но нет его технического описания. Нам требуется узнать, для каких задач подходит этот компьютер. Мы можем наблюдать как он работает с различными программами. Затем мы выберем те программы, с которыми компьютер справился лучше всего, и сделаем предположение, что он предназначен для этих типов программ. Назовем этот способ поведенческим, исходя из того, что переназначение компьютера мы определяли по тому, как он себя вел с различными программами.

Или мы можем оценить конфигурацию компьютера, разобрав системный блок и посмотрев из каких комплектующих он собран. Поняв, таким образом, функциональное устройство компьютера, мы узнаем круг задач, заданный еще при его сборке. Назовем этот способ структурным, исходя из того, что переназначение компьютера мы определяли по тому, как он устроен, какова его структура.

Очевидно, что структурный способ обладает неоспоримым преимуществом – он надежнее. Ведь наблюдая работу программ, мы не можем быть твердо уверены, что работа этих программ зависит целиком от предназначения компьютера, также мы не знаем как он будет работать с теми типами программ, которые мы не запускали. Кроме того, параллельно могут быть запущены программы о которых мы не знаем, либо настройки компьютера будут установлены неправильно, и мы можем по ошибке принять всё это за исходные особенности компьютера. Поэтому для определения предназначения компьютера структурный подход предпочтительнее поведенческого.

Возвращаясь к соционике, можно сказать, что психотип это своеобразная конфигурация психики. Зная предназначение деталей, и определив их расположение в компьютере, мы определили круг задач компьютера. Точно так же, зная предназначение каждой психической функции и на каких местах они расположены в психике, мы можем определить психотип человека. А из него вывести определенные черты его характера. Как мы занимаемся предсказанием работы компьютера на основе анализа его конфигурации, соционики занимаются предсказанием поведения человека на основе структуры его психики. Используя соционику, мы можем предсказать, как человека справится с задачами, связанными с каждой психической функций, расположенной в той или иной ячейке психики.

В соционике обычно используются оба подхода, поведенческий и структурный, которые дополняют друг друга. Структурный дает возможность разобраться во внутренних причинах поступков людей и теоретически обосновать особенности поведения, а поведенческий позволяет проверить верность теоретических предположений на практике.

К сожалению, на данный момент в соционике сложилась ситуация, когда большинство социоников не занимаются анализом структуры психики человека и не применяют модель А. Сегодня в соционике наиболее распространен поведенческий подход. Соционики строят прогноз поведения человека, основываясь лишь на наблюдениях его поведения. Если человек ведет себя похоже на одно из существующих описаний типов, то основываясь на таком наблюдении, ему уверенно «назначают» этот психотип. Если у человека складываются отношения с кем-то, похожие на описание одного из интертипных отношений, то соционики приходят к выводу, что это и есть те самые интертипные отношения. Если человеку нравится какой-то вид деятельности, то соционики считают, что это его сильная функция. И так далее. Вместо того, чтобы искать в структуре психики внутренние причины поведения людей, большинство соционических школ озабочены лишь наблюдением поведения. Что ставит соционику на один уровень с бытовой психологией.

Поэтому часто соционики считают поведение человека целиком относящимся к типу и включают в типные свойства такие субъективные качества как пессимизм, жизнерадостность, энтузиазм, заботливость, чуткость и т.д. и т.п. Например, таким путем была создана чрезвычайно популярная ныне теория признаков Рейнина, названная так по фамилии ее создателя. Григорий Рейнин выбрал в поведении человека пары противоположных качеств и назвал их признаками соционических типов: «позитивист-негативист», «веселый-серьезный», «упрямый-уступчивый» и т.д. Причем никаких реальных оснований для привязки их к психотипам у него не было и нет до сих пор. Вместо практических доказательств Рейнин привел туманное математическое обоснование этой связи и этим удовлетворился. До сих пор не проведено ни одного практического исследования, доказывающего, что между признаками Рейнина и соционическим психотипом существует хоть какая-то связь. Но поскольку эти признаки достаточно просты и любой желающий может их понять, просто прочитав их список, они приобрели со временем широкую популярность и стали использоваться для объяснения поведения, определения психотипа и даже для создания теоретического фундамента целых соционических школ...

Однако практическая ценность такого колосса на глиняных ногах очень невелика. Ведь в этой типологии отсутствует ответ на вопрос «почему?» Проведя поверхностную классификацию поведения, и получив на первый взгляд работающие признаки, мы так и не узнаем, почему люди поступают так, а не иначе. В настоящее время признаками Рейнина и подобными типологиями, основанными лишь на классификации поведения, пользуются те, кто не хочет глубоко изучать соционику, а стремится понять психотипы, не изучая при этом сами психотипы. К сожалению, попытка понять психику человека, не вникая при этом в ее структуру, а лишь наблюдая за поведением человека со стороны, ничего не дает, кроме общей осведомленности на уровне бытовой психологии. Поэтому в последнее время множатся ряды «сертифицированных» социоников, прошедших обучение у соционических «гуру», которые на практике не могут ни определять типы, ни анализировать интертипные отношения, ни предсказывать поведение на основе психотипа. Закономерно, что такой поверхностной типологией поведения интересуются и занимаются в первую очередь люди с типами, у которых функция «структурная логика» (БЛ), отвечающая за понимание внутренних взаимосвязей явлений, находится в наименее осознаваемых ячейках психики — 7-й и 8-й, т.е. «черные логики» (ЧЛ).

Подход Школы Физиогномической Соционики отличается от других школ тем, что основан на глубоком понимании особенностей структуры психики и их связи с поведением, что делает его действительно соционическим и позволяет получать практические результаты от использования соционики. В рамках школы проведены множество практических исследований и разработаны надежные способы, позволяющие быстро и точно определять психотип по системе взаимосвязанных и взаимопроверяющих методик, понимать глубинные процессы, происходящие в психике человека, с высокой точностью прогнозировать на их основе поведение и отношения.

2007 г.

Добавить комментарий

Вы должно быть авторизован опубликовать комментарий.

*