Аугустинавичюте А. «Личность и тип личности»

Автор Тимофей Духовской, опубликовано . Раздел: Соционика

Ещё раз вернусь к проблеме личности, так как Вы меня заставили подумать о том аспекте, о котором я до сих пор не думала.

Личность и тип личности, несомненно, не одно и тоже. Человек с тем же самым типом личности в нашей культуре или в какой-либо ацтекской культуре – это что-то совершенно разное. Даже в нашем бесклассовом обществе найдете сколько угодно вариаций того же Дон Кихота или Дюма. Личность – это же совокупность каких-то отношений. Хотя мне это определение не нравится. Я сказала бы, что личность – это продукт совокупности этих отношений. Потому в системе одних социально-семейных отношений это одно, а в системе других – другое. Кроме того, качествами личности являются образование, культура индивида. Но это – тоже те же отношения. Поскольку то, сколько она этого образования или культуры получит – определяется спецификой социума и занимаемым ею в этом социуме местом. Кроме того, есть природные данные, от которых никуда не денешься. И это тоже составная часть личности, или скорее качества сосуда, в которое вливается определённое социальное содержание.

Извините, что я так подробно и даже примитивно пишу, но я просто стараюсь в данный момент разобраться, как я все это вижу.

Тип личности – это что-то другое, [чем личность] . Возможно, это можно назвать формой личности. Формой, присущей человеку как сегодня, так и тысячелетия назад. Во всяком случае, с тех пор, как он начал говорить. А может, и думать. Но не вообще думать, потому что и волк думает, и даже имеет память, а думать так, как это сегодня понимаем... То есть – думать не для того, чтобы пассивно приспособиться к ситуации, а для того, чтобы изменить эту ситуацию по заранее задуманному план. А на самом деле это даже не так. Тот, который «думает» (в нашем понимании) – это всегда тот, планы которого распространяются на других людей. И между прочим, как я теперь вижу, тот человек думает только для других, а не для себя. То, что он способен придумать, он совершенно неспособен реализовать при отсутствии определённой поддержки, отзыва, благословения других людей.

Самая простая схема выглядит так:

•  А придумывает, как решить какую-то ситуацию и способом второй сигнальной системы передает это другим.

•  В рад, что ему подсказали нужное и спешит внедрять.

•  А вот после этого к активной реализации своей идеи подключается и А.

Но это я отклонилась в сторону, это видно по последним характеристикам, особенно – характеристике Габена.

Итак: тип личности – это форма личности, или форма, в которую укладывается мышление человека, форма его информационного метаболизма. Как это ни странно и непривычно, но ровно так, как тело питается пищей и производит энергию, так психика питается информацией, получаемыми сигналами, раздражителями, и тоже производит энергию. Психическую энергию или информационную энергию.

Для производства психической энергия необходима определённая форма, определённая последовательность психического контакта с окружающей действительностью. Если этого мет, эта энергия не производится. Такой человек не имеет излишков, точнее – наличия психической энергии, которую ему необходимо каким-то образом реализовать. Это социально совершенно пассивный человек. И с определённой точки зрения – совершенно всё равно, как ему удалось стереть форму своей личности – алкоголем или эзотерическими учениями. Такому индивиду не нужно и социальное признание: он не является членом общества, потому, что не имеет своего определённого места в соционе.

Что я знаю про образование типа личности? Образуется он в допятилетнем возрасте, но только при том условии, что ребёнок общается с существами, которые тоже имеют этот тип личности. Ребенок, которого вырастили обезьяны, возможно, и является человеком, но типа личности у него не может быть. Значит, с одной стороны, это обусловлено генетически, а с другой – социально. Как это назвать иначе?

Частично тип личности врождён. Рождаются или циклотимами, или шизотимами, Врождена ли интроверсия – не знаю. У меня нет теоретических доводов, что она должна быть врождённой. Хотя практика показывает, что почему-то достаточно часто у интровертных родителей вырастают интровертные дети. Правда, есть некоторые гипотезы, когда ребёнок получает материнские качества (качества человека, который его растил) и становится тождиком или псевдотождиком (параллельный интеллект). Или когда становится дуалом или псевдодуалом (конфликт). Но на самом деле очень часто всё происходит чуть-чуть по-другому: ребёнок как бы выбирает между двумя родственными типами и становится для матери или контролёром, или заказчиком. Это второе даже чаще встречается. По-видимому, происходит приспособление психики ребёнка к окружающим, она находит для себя по возможности наиболее безопасную ситуацию. Сколько мне удалось наблюдать за подростками-правонарушителями, это в основном дети одиноких матерей и притом – контролёры матери. Для воспитания детей это самое трудное отношение – никакой управляемости. Даже в очень интеллигентной семье такой ребёнок норовит учиться со средним баллом 3,0. Матери жалуются, что он – как кисель, в нём нельзя ухватить ничего конкретного. Но это нормальное чувство. Каждый контролёр [переживает] что-то наподобие этого, и только [подконтрольному] очень неприятно, когда он «прилипает», потому, что никак нельзя отодрать. Но подконтрольный... это тоже достаточно неприятное [переживание для контролёра], только по-другому.

Что я знаю о проявлении типа личности?

Есть люди уравновешенные и неуравновешенные. То есть – есть факты уравновешенности и неуравновешенности типа личности.

Если человек вырос в собственной диаде или живёт с дуалом – это очень уравновешенная личность. И довольно часто по фото бывает трудно разобрать, например, Гюго это или его дуал, то есть – Робеспьер. Черты обостряются, когда из-за плохого психологического климата человеку приходится защищаться. У нас есть пара архитекторов, которых мы знаем даже не по фото и некоторое время были уверены, что оба Робеспьеры, и нас только удивляли их заявления, что на работе они ведут себя совершенно по-другому.

При определённом усилении защиты появляется то, что называется акцентуациями и психопатиями. По-моему – тоже циклофренией или шизофренией. Несомненно, если там нет какой-то соматики. Во всяком случае, постольку, поскольку я это знаю по Кречмеру, Кемпинскому, Личко (Леонгарда я почти не воспринимаю – интересно, что это за тип) и по «Клинической психиатрии», М. 1967, Д.Груле, Р.Юнг и др... При этой защите все экстраверты активизируются – поиск признания и понимания, а все интроверты пассивизируются – тот же самый демонстративный поиск признания и понимания. Это не только поиск – это страстное желание переделать окружающих, превратить их в дуалов, от которых не болит. Человек обозлён на других, потому что ему болит, потому что постольку, поскольку у него есть тип личности, ему нужно понимание, а понимания нет. И личность не может нормально функционировать потому, что не находит своего места в соционе. Или – социуме. Невозможно войти в социум без посредничества собственной диады или квадры.

Я лично дважды в жизни была разумным работником, активности которого никто не мешал, активность которого всячески поддерживалась. Во всех прочих случаях... про это уж лучше не говорить. Теперь знаю: в обоих случаях моими непосредственными начальниками были Дюма.

Шизофрения и циклофрения – это уже уход. Два способа ухода от неблагоприятного психологического окружения. Но нам теперь не это нужно. Нужен алкоголизм.

Я алкоголизм вижу как более или менее осознанное старание человека изменять себя таким способом, чтобы «не болело». Алкоголь в этом помогает, потому что снимает ограниченность проявлений человека, которые на него накладывает форма мышления, форма личности, тип информационного метаболизма. Жить без формы в неблагоприятных условиях гораздо легче. Во всяком случае – возможно. Даже синий нос не мешает, то есть совершенно всё равно, как другие меня воспринимают. Существует одно – моё непосредственное восприятие ситуации.

С этой точки зрения интересны эзотерические учения. Там того же (внешне того же) результата добиваются долгим трудом. Видела я пару снимков махатм. Чисто внешне каждый на них имел не один, а два типа. Как это ни странно, оба были Гюго-Гамлеты. Видела я и некоторых наших товарищей. По-моему, на первой фазе работы тип даже как бы заостряется. А возможно, они просто способны и лучше пользоваться. Потом, правда, получается какое-то размывание. Но иногда при этом появляется и плохой привкус. Просто потому, что человек не знает, как именно растождествляться с личностью, и просто изображает что угодно, лишь бы не себя.

На сегодня всё.

письмо психологу Елене Дубовой (Краснодар), 18.11.1984

Заголовок дан редактором

Благодарим Г.Р.Рейнина, предоставившего этот материал для публикации