Букалов А. «Соционика и тайны магии: расшифровка загадок К.Кастанеды»

Автор Тимофей Духовской, опубликовано . Раздел: Духовность, Соционика

Одним из эффективных приложений соционики является возможность расшифровки некоторых эзотерических знаний различных человеческих культур. Так, например, теоретический аппарат соционики может быть применен для расшифровки смысла книг Карлоса Кастанеды о системе магических знаний мексиканских индейцев. Этой системе его много лет обучал один из магов — индеец Хуан Матус. Он научил его обращаться с галюциногенными растениями, входить в измененные состояния сознания, управлять своими сновидениями. Общаться с таинственными неорганическими существами — «олли» — и многому другому. Однако, цель этого обучения выяснилась далеко не сразу: Дон Хуан готовил из Карлоса Кастанеды «воина». Оказалось, что К.Кастанеда был выбран как человек, необходимый для участия в эзотерической, магической практике, совершаемой так называемой «партией воинов Нагваля» — группой «воинов»-магов. Эта группа состоит из 16 человек, каждый из которых обладает определенными качествами. Все вместе они образуют единую систему, руководителем которой является Нагваль. В чем же цель «команды Нагваля»?

Дело в том, что по представлениям индейцев (да и других эзотерических учений) человеческое сознание, или индивидуальность, исчезает после смерти человека, распадаясь на его отдельные составляющие. В буддизме говорится, что индивидуальное сознание представляет собой сочетание первичных элементов — скандх. После смерти человека этот набор рассыпается подобно мозаичному узору, распутывается, а его составляющие — скандхи — соединяются в новый узор — новое индивидуальное сознание. Сила, которая управляет процессом распада индивидуального сознания в буддийской философии, по-видимому, то, что называется татхагата-гарбхи («сознание-хранилище»), точнее его динамическая составляющая. В индейском учении эта сила называется Орлом. Хуан Матс дал К.Кастанеде описание Орла и правило Нагваля в следующей форме:

«Сила, которая правит судьбой всех живых существ, называется Орлом, — не потому, что это орел или имеет что-либо общее с орлом, или как-то к нему относится, а потому, — что для видящего она выглядит как неизмеримый иссиня-черный орел, стоящий прямо, как стоят орлы, высотой достигая бесконечности.

Когда видящий смотрит на черноту, которая является Орлом, четыре вспышки света освещают то, чем он является. Первая вспышка, подобная молнии, помогает видящему охватить контуры тела Орла, тогда можно видеть белые мазки, которые выглядят как перья. Вторая вспышка молнии освещает колышущуюся, создающую ветер черноту, которая выглядит как крылья Орла. С третьей вспышкой света видящий замечает пронзительный нечеловеческий глаз. А четвертая и последняя вспышка открывает то, что Орел делает.

Орел пожирает сознание всех живых существ, которые жили на земле мгновение назад, а сейчас мертвые прилетели к клюву Орла, как бесконечный поток мотыльков, летящих на огонь, чтобы встретить своего хозяина и причину того, что они жили. Орел разрывает эти маленькие осколки пламени, раскладывает их как скорняк шкурки, а затем съедает их, потому что сознание является пищей Орла.

Орел — та сила, которая правит судьбой всех живых существ, видит все эти существа сразу и совершенно одинаково. Поэтому нет никакого способа человеку умолить Орла, просить у него милостей, надеяться на жалость. Человеческая часть Орла слишком мала и незначительна, чтобы затронуть целое.

Только судя по действиям Орла может видящий сказать, чего Орел хочет. Хотя Орла и не затрагивают обстоятельства жизни любого живого существа, он каждому из них даровал дар.

По-своему и своими собственными средствами каждое из них, если оно того пожелает, имеет власть сохранить пламя сознания, силу не повиноваться призыву смерти и тому, чтобы быть пожранным. Каждой живой твари была дарована сила, если она того сама пожелает, искать лазейку к свободе и пройти сквозь нее. Для того видящего, который видит эту лазейку, и для тех существ, которые сквозь нее прошли, совершенно очевидно, что Орел дал этот дар для того, чтобы увековечить сознание.

С целью проводить живых существ к этой лазейке, Орел создал Нагваля. Нагваль — это двойное существо, которому было открыто правило. Будь он в форме человека, животного, растения или чего угодно живого, Нагваль уже по самой своей двойной природе стремится искать этот проход.

Нагваль приходит парами, мужчиной и женщиной. Двойной мужчина и двойная женщина становятся Нагвалем только после того, как правило было открыто каждому из них, и каждый из них понял и принял его полностью.

Глазу видящего Нагваль-мужчина или Нагваль-женщина видится как светящееся яйцо с четырьмя отделами. В отличие от обычных человеческих существ, которые имеют только две стороны, левую и правую, у Нагваля левая сторона разделена на две длинные секции, и точно так же надвое разделена правая сторона.

Орел создал первых Нагваля-мужчину и Нагваля-женщину видящими и тотчас же пустил их в мир видеть. Он снабдил их четырьмя женскими воинами, которые были сталкерами, тремя мужскими воинами и одним мужским курьером, которых они должны были питать, о которых заботиться и которых вести к свободе. Женские воины называются четырьмя направлениями, четырьмя углами квадрата, четырьмя темпераментами, четырьмя ветрами, четырьмя различными женскими личностями, которые существуют в человеческом роде.

Первая — это восток. Она называется порядком. Она оптимистична, беззаботна, обходительна, постоянна, как устойчивый бриз.

Вторая — это север. Она называется силой. Она находчива, резка, пряма, несгибаема, как сильный ветер.

Третья — это запад. Она называется чувством. Она интроспективна, совестлива, артистична, лукава, подобна холодному порыву ветра.

Четвертая — это юг. Она называется ростом. Она питает. Она шумна, застенчива, тепла, как горячий ветер.

Три мужских воина и курьер представляют собой четыре типа мужской деятельности и темперамента.

Первый тип — это познающий человек, ученый, благородный, на которого можно положиться, спокойный человек, полностью преданный выполнению своей задачи, какая бы она ни была.

Второй тип — человек действия, очень переменчивый, большой юморист и ненадежный компаньон.

Третий тип — организатор за сценой, загадочный непознаваемый человек. Ничего нельзя сказать о нем, так как сам он никакой информации о себе не открывает.

Курьер — четвертый тип. Он — помощник, неразговорчивый, бесстрастный, кто действует очень хорошо, если его должным образом направить, но не может действовать совсем самостоятельно.

Для того, чтобы облегчить задачу, орел показал мужчине-Нагвалю и женщине-Нагваль, что каждый из этих типов мужчин и женщин на земле имеет особые черты в своем светящемся теле.

Ученый имеет своего рода небольшую зазубрину, яркую вмятину у солнечного сплетения. У некоторых людей она выглядит лужицей интенсивного свечения, иногда выглядит гладкой и сияющей, как зеркало без отражения.

У человека действия есть волокна, выходящие из точки воли, количество волокон варьируется от трех до пяти, их толщина бывает от толщины простой струны до толстого кнутовидного щупальца до 2,5 м длины. У некоторых до трех волокон развивается в конце щупальца.

Человека за сценой можно узнать не по отличительным чертам, а по его способности создавать совершенно непроизвольные вспышки силы, которые эффективно блокируют внимание видящего. Находясь в присутствии такого человека, видящий оказывается погруженным скорее в посторонние детали, чем в видение.

Помощник не имеет явных очертаний. Видящему он кажется ясным свечением в безукоризненной оболочке свечения.

В женском царстве восток узнается по почти непроницаемым пятнам в ее светимости. Что-то вроде небольших обесцвеченных пятен.

Север имеет всестороннее излучение. Она излучает красноватое свечение, почти как жар.

Запад охвачена вся как бы тончайшей пленкой, пленкой, которая заставляет ее казаться темнее остальных.

Юг имеет перемежающееся сияние. Она секунду светится, а затем тухнет, чтобы вспыхнуть опять.

У Нагваля-мужчины и Нагваля-женщины заметны два различных движения в их светящихся телах. Их правые стороны колышутся, в то время как левые вращаются.

В личностном смысле Нагваль-мужчина является опорой, постоянным, неизменным. Женщина-Нагваль всегда воюет и в то же время расслаблена: всегда осознает, но без напряжения. Оба они отражают четыре типа их пола как четыре характера поведения.

Первым приказанием, которое дал Орел Нагвалю-мужчине и Нагвалю-женщине, было разыскать своими силами другой набор четырех женских воинов, четырех направлений, которые были бы точной копией сталкеров, но которые были бы сновидящими.

Сновидящие кажутся видящему как бы с передничком волосовидных волокон на средней части своего тела. У сталкеров также похожее на передник образование, но состоит оно не из волокон, а из бесчисленных мелких округлых протуберанцев.

Восемь женских воинов делятся на две группы, которые называются правой и левой планетами. Правую составляют четыре сталкера, а левую — четыре сновидящих. Воины каждой планеты были обучены Орлом правилу их конкретной задачи: сталкеры обучались искусству сталкинга, сновидящие — искусству сновидения.

Два женских воина каждого направления живут вместе. Они так похожи, что являются зеркальным отражением друг друга и лишь через безупречность могут они найти утешение и вызов в отражении друг друга.

Четыре сновидящих или четыре сталкера собираются вместе только тогда, когда им надо выполнить очень трудную задачу. Но лишь при исключительных обстоятельствах станут эти четверо соединять свои руки, потому что их прикосновение сливает их в единое существо и должно совершаться только в случае крайней нужды или в момент покидания этого мира.

Два женских воина каждого направления связаны с одним из мужчин в любой необходимой комбинации. Таким образом, они образуют четыре дома, которые способны включать в себя столько воинов, сколько необходимо.

Мужские воины и курьеры тоже могут образовывать независимую единицу или же действовать как отдельные существа в зависимости от обстоятельств.

Следующий приказ, полученный Нагвалем и его партией, состоял в том, чтобы найти еще трех курьеров. Они могли все быть женщинами и мужчинами, или же составлять смешанную группу, но мужчины все должны были быть четвертого типа мужчин — помощниками, а женщины должны были быть югом.

Чтобы быть уверенным, что мужчина-Нагваль поведет свою партию к свободе, а не отклонится от пути и не окажется совращенным, Орел поместил женщину-Нагваль в другой мир, чтобы она служила маяком, ведя всю партию к выходу.

Затем Нагвалю и его воинам было приказано забыть. Они были брошены в тьму, и им были даны новые задачи: задача вспомнить самих себя и задача вспомнить Орла.

Команда забыть была настолько сильной, что все разделились. Они уже не помнили, кто они такие. В намерение Орла входило, что если они окажутся способными вспомнить самих себя вновь, то они найдут целостность самих себя. Только тогда была бы у них сила и отрешенность, необходимые для того, чтобы искать и встретить лицом к лицу свое конечное путешествие.

Их последней задачей — после того, как они восстановят целостность самих себя — было добыть новую пару двойных существ и преобразовать их в нового Нагваля-мужчину и новую Нагваль-женщину, открыв им правило. И точно так же, как первый Нагваль-мужчина и первая Нагваль-женщина были снабжены минимальной партией, они должны снабдить новую пару Нагвалей четырьмя женскими воинами, которые были бы сталкерами, тремя мужскими воинами и одним курьером-мужчиной.

Когда первый Нагваль и его партия были готовы пройти через проход, первая женщина-Нагваль ждала, чтобы провести их. Потом им было приказано взять новую женщину-Нагваль с собой в другой мир для того, чтобы она служила маяком своим людям, оставляя нового Нагваля-мужчину в мире, чтобы повторить цикл.

В мире минимальное количество воинов под руководством Нагваля равно шестнадцати: восемь женских воинов, четыре мужских воина, считая Нагваля, и четыре курьера. В момент покидания мира, когда новая женщина-Нагваль с ними, число партии Нагваля — 17. Если его личная сила позволяет ему иметь больше воинов, то должно быть добавлено большее число, кратное четырем». [1]

Это описание позволяет предположить, что партию воинов Нагваля можно отождествить с 16-ю типами социона. В самом деле, социон представляет собой единую целостную систему, которая охватывает и взаимодействует со всеми системами действительности. К тому же тип информационного метаболизма — это первичная и очень фундаментальная структура психики человека: это как бы скелет его психики. Если наше предположение верно, то мы должны найти и подразделение партии воинов на четыре части, потому что социон состоит из 4-х квадр — a, b, c, d.

И действительно, К.Кастанеда пишет, что, с точки зрения внешнего наблюдателя, партия воинов Нагваля состоит из 4-х домов: первый состоит из южных женщин и курьера Нагваля; второй — из восточных женщин, ученого и мужчины-курьера; в третий входят северные женщины, человек действия и еще один мужчина-курьер; четвертый состоит из западных женщин, «человека за сценой» и третьего мужского курьера. Временами однако мужчины объединяются в группы воинов (включая и Нагваля) и курьеров. В свою очередь объединяются и живут вместе некоторое время восточные и южные, а также западные и северные женщины. В соционике родственные квадры иногда объединяются, поэтому можно предположить, что восточные и южные дома являются родственными квадрами, равно как западные и северные. Заметим, что человек, сталкивающийся с соционикой, всегда удивляется, почему так мало выделено типов — всего 16, тогда как люди, казалось бы такие разные. Любопытно, что сам К.Кастанеда точно так же выражал Хуану Матусу свое недоумение, когда познакомился с правилом Нагваля: «Я возражал дону Хуану, что размах индивидуальной изменчивости слишком велик для такой простой схемы. Он не согласился со мной. Он сказал, что правило окончательно и что в нем нет места для неопределенности».

Рассмотрим теперь типы социона и участников партии воинов. Нагвалем является Хуан Матус и сам К.Кастанеда. Оба они, как можно заключить из описания, сенсорно-логические интроверты (SP (СЛИ)). Это, как мы увидим позже, подтверждается и их отношениями с другими воинами. Интересно, что в непривычных условиях обучения у К.Кастанеды часто разлаживалась деятельность желудка: это случается у многих SP в моменты сильных стрессов. Нагваль принадлежит к южному дому, и поэтому этот дом можно отождествить с квадрой d («дельта»). При этом, «единственный вход в мир Нагваля идет через юг», и ворота образованы двумя женскими воинами, а "непрекращающийся поток жизненной силы течет с юга и уходит на север. Это может служить указанием на эволюционное кольцо социального прогресса, в которое входят диады IR-SP, PT-RF, FL-TE, ES-LI. Это кольцо является как бы витальным, энергетическим кольцом социона. Поэтому К.Кастанеда как начинающий Нагваль знакомится с воинами партии дона Хуана с южного дома. По ритуалу, Нагваль должен пройти между двумя южными женщинами-воинами. «Я увидел двух массивных индианок, стоящих в полутора метрах друг против друга. Дон Хуан остановил меня в метре от них. Он повернулся к женщине слева от нас и заставил меня повернуться к ней. Он сказал, что ее зовут Сесилия и что она сновидящая. Затем он резко повернулся... и заставил меня обратиться лицом к более темной женщине. Он сказал, что ее имя Делия и она сталкер... Дон Хуан прошел между ними, как если бы они были двумя колоннами, отмечающими ворота... Женщины секунду спокойно смотрели на меня, затем Сесилия попросила меня войти, как если бы я был на пороге настоящего дома». Кто же Сесилия и Делия? Сновидящие — это воины, работающие в глубине своей психики, с так называемым вторым вниманием, позволяющим видеть невидимые миры при помощи искусства сновидения. Сталкеры — «это те, кто берет на себя тяготы повседневного мира. Они ведут все дела и именно они имеют дело с людьми». По такому описанию нетрудно увидеть, что сновидящие — это интроверты (интротимы), а сталкеры — экстраверты (экстратимы). Они похожи и являются как бы зеркальными отражениями друг друга на всех уровнях. Это означает, что, с точки зрения соционики, между ними зеркальные отношения. Поскольку Нагваль — SP (СЛИ), то Сесилия может принадлежать только к типу RI (ЭИИ) (этико-интуитивный интротим), а Делия — к типу IR (ИЭЭ) (интуитивно-этический экстратим). Кастанеде Делия показалась «более рассудительной, более близкой к земле», а Сесилия «была более „не от мира сего“. Она казалась более труднопереносимой или более беспокойной». То, что это этические типы, подтверждается характеристикой женщин как очень дружелюбных и теплых. Еще одна женщина — Тереза являлась курьером Сесилии и Делии. «Она была очень спокойна и молчалива, но очень дружелюбна». Ее тип — PS (ЛСЭ) (логико-сенсорный экстратим). Еще один человек был курьером Нагваля. "Он казался мне старым ребенком, небольшого роста, худощавый, с проникновенными темными глазами... Дон Хуан представил его мне как Эмилито, сказав, что это его курьер и помощник во всех делах, который будет приветствовать меня сам. Мне казалось, что Эмилито действительно наиболее подходящее существо, чтобы приветствовать кого бы то ни было. Это этический тип: «Его улыбка излучала радушие... казалось он был переполнен удовольствием. Можно было поклясться, что он был в экстазе от радости видеть меня. Его голос был очень мягким, а глаза сверкали». Таким образом, Эмилито не кто иной, как IR (ИЭЭ) — дуал SP (СЛИ). «Гексли» всегда рад видеть новых людей и часто восхищается ими. К тому же он очень общителен: «Эмилито был за хозяина. Он очаровывал и развлекал своими экзотическими рассказами». Интересно, что Сесилию как RI несколько «раздражали некоторые из рассказов Эмилито», как это и бывает при зеркальных отношениях. В наших терминах Эмилито был ясновидящим. Он рассказывал «легенды вечности» о своих «путешествиях» сознанием в другие миры. Перед каждым рассказом он вставлял: «А знаете ли вы дорогие друзья, что...» Это именно функция IR — рассказывать SP о необычных свойствах и способностях людей, такие рассказы воздействуют на суггестивную функцию SP. И вот, К.Кастанеда говорит, что «рассказ, который оказал на меня наибольшее впечатление, был о неких существах, которые, по его словам, существуют во вселенной и которые теснейшим образом напоминают человеческие существа, но людьми не являются. Существа, все интересы которых захвачены движением и которые способны заметить малейшее колыхание внутри себя или снаружи. Эти существа настолько чувствительны к движению, что это стало их проклятием. Оно причиняет им такую боль, что все их устремления направлены на поиски покоя...». Кастанеда «из-за необычайного дара рассказчика... понимал каждую историю как метафору или притчу, которой он учил нас чему-нибудь...». «Роль курьера состояла в том, чтобы путешествовать впереди Нагваля подобно лазутчику в военных операциях. Эмилито уходил на границы второго внимания (в измененном состоянии сознания — А.Б.) и все, чему он был свидетелем, он передавал остальным». Такова квадра d в партии воинов Нагваля.

Следующим было знакомство К.Кастанеды с домом восточных женщин. Этот дом как квадра является родственным квадре d, поэтому можно предположить, что речь идет о квадре a («альфа»). Вот как происходило знакомство. Приехав в город Закатекас К.Кастанеда и дон Хуан сели на скамейку у площади. Затем дон Хуан ушел на некоторое время, попросив подождать его. Потом на эту скамейку села какая-то женщина, затем еще одна. К.Кастанеда хотел пересесть на другую скамейку, но не мог этого сделать, поскольку ждал дона Хуана. Далее к женщинам присоединился мужчина. Завязался разговор, в ходе которого выяснилось, что эти уже немолодые люди полностью зависят от своего отца, который не дает им денег. Они предложили К.Кастанеде познакомиться с ним. «Я не хотел встречаться с их отцом, но меня одолевало любопытство. Я сказал им, что я сам жду кое-кого. При этих словах женщины стали посмеиваться, а затем разразились хохотом. Мужчина тоже весело отдался хохоту. Я почувствовал себя в глупом положении. Я хотел отсюда убраться. В этот момент показался дон Хуан и я понял их маневр. Я не находил его забавным». Так квадра a — квадра демократов, веселых (признак Рейнина) разыграла SP из аристократической серьезной квадры d.

Кто такой мужчина — ученый воин? Его имя Висенте, он старейший компаньон дона Хуана. Как познающий и общительный человек он скорее всего похож на IL (ИЛЭ). Проверим это — внимательно прочитаем описание. Когда Кастанеда уступал ему место, он пышно поблагодарил его и извинился за причиненное беспокойство. Эта преувеличенная любезность говорить о слабой функции — этике отношений. Далее он жаловался на транспорт. Здесь нужно отметить, что IL частенько опаздывает на встречи и обычно жалуется на транспорт как объективную причину опоздания. Что еще? Кастанеда «хотел оборвать всякий разговор (с ним), когда заметил в его улыбке какую-то хитринку. Он был пожилым человеком, замечательно сохранившимся для своего возраста. Выглядел он благородным фермером из какого-нибудь сельского местечка. Черты его лица были очень тонкими. Кожа казалась почти прозрачной, нос был с высокой переносицей, рот небольшой, окаймленный тщательно подстриженной бородкой. Здоровье, казалось, переполняло его и в то же самое время он казался хрупким. Роста он был среднего и очень хорошо сложен, но казался худощавым, почти тощим». Перед нами действительно IL интуитивного подтипа.

Что касается восточных женщин, то одна из них — Эрменида — сновидящая — SE (СЭИ) (сенсорно-этический интротим), а другая — Кармела — сталкер — ES (ЭСЭ) (этико-сенсорный экстратим). По описанию они «очень красивы, свежи, забавны, истинное наслаждение для глаз и ушей. Обе женщины были очень хорошенькими. У них были тонкие черты лица, а глаза их были чистыми и спокойными». Интересно, что к розыгрышу их склонило высокомерное отношение к ним Кастанеды, в противном случае они бы просто представились ему.

А вот курьер и помощник в изысканиях Висенте, высокий «ужасно сильный» и мрачный индеец, которого звали Хуан Тума — по типу LI (ЛИИ) (логико-интуитивный интротим) логического подтипа. При общении SP с LI возникают отношения социального заказа, где LI является передатчиком, а SP преемником. Поскольку Кастанеда был в раздраженном настроении (а это типичное состояние после неудачного общения с другой квадрой, в особенности с родственным типом (SE) и полудуалом (IL)) они пошли в ресторан. «Все были в прекрасном настроении, но я никак не мог освободиться от своего недовольства. Тогда, по просьбе дона Хуана, Хуан Тума начал рассказывать о своих путешествиях. Он был очень детален. Я был загипнотизирован его сухими отчетами о вещах, выходивших за границы моего понимания». Так действует социальный заказ. «Для меня наиболее захватывающим показалось его описание неких лучей света или энергии, которые, пересекаясь, постоянно держат в точке пересечения Землю. Он сказал, что эти лучи не колеблются и не изменяются, как вообще все во вселенной, но фиксированы в определенном порядке. Этот порядок совпадает с сотнями точек светящегося тела. Эрмелинда поняла так, что все эти точки находятся в нашем физическом теле, но Хуан Тума объясним, что поскольку светящееся тело относительно велико, некоторые из точек удалены чуть не на метр от физического тела. В каком-то смысле они вне нас, но в то же самое время это не так. Они находятся на периферии нашей светимости и, таким образом, все еще относятся к общему телу. Самая важная из этих точек находится в 30 см от живота, на 40 ( вправо от воображаемой линии, идущей прямо вперед. Хуан Тума сказал нам, что это центр сборки второго внимания и что этим центром можно манипулировать, мягко похлопывая воздух ладонями рук. Слушая Хуана Туму, я забыл о своем гневе».

Следующая встреча был с воинами Запада. Дон Хуан предупредил Кастанеду, что это событие будет для него испытанием, поскольку он слишком негибок. Дон Хуан призывал его сохранять крайнюю осторожность и крайнее терпение, «!потому что женщины там не только безумствовали время от времени, но как и мужчины, являлись самыми могущественными воинами, каких он когда-либо знал». При этом, хотя западные женщины «временами безумны, но в то же время они бывали воплощениями жесткости и целенаправленности». Напрашивается мысль, что речь идет о квадре b, конфликтной с квадрой d. Но продолжим наше рассмотрение. Чтобы познакомиться с воинами Запада дон Хуан и Кастанеда поехали в один из городов Мексики и на его окраине остановились у какого-то дома. На их настойчивый стук долго никто не отзывался. Наконец дверь медленно отворилась: «Какая-то невообразимо мрачная женщина высунула голову и спросила, не является ли моим намерением проломить дверь и разбудить всех соседей и собак. Дон Хуан сделал шаг вперед, чтобы что-то сказать, но женщина с силой отмела его в сторону». «Она стала грозить мне пальцем, вопя, что я веду себя так, будто весь мир принадлежит только мне, как если бы кроме меня никто не существовал вовсе... Она мерила меня глазами и кричала, что не слышит моих извинений». Она сказала дону Хуану, что Кастанеде не надо было стучать, потому что его прикосновения к двери слишком скользящие и беспокоящие. Она называла дона Хуана «миленьким старикашкой, а тот смеялся. Мне было страшно видеть, что он ведет себя так, как будто ему приятен тот абсурд, что говорит эта ужасная женщина». Далее эта женщина обнажилась и стала издеваться над удивлением Кастанеды. Он пишет: «Я был так раздражен, что чуть не потерял контроль над собой. Мне хотелось разбить ей голову». Он хотел просить дона Хуана «увести его из этого сумасшедшего дома».

Перед нами яркое описание отношения конфликта, где несовместимость типов становится явной с первого движения, с первого слова. Таким образом, можно утверждать, что эта женщина Зойла — принадлежит к типу ET (ЭИЭ) (этико-интуитивный экстратим). Это же подтверждается ее склонностью легко поддаваться истерии (и это проявление эмоций): когда надо было разыграть избиение дона Хуана, она легко вошла в роль и даже нанесла ему серьезные ушибы. Она сталкер, а значит экстраверт. Ее напарница, сновидящая, которую звали Зулейка выглядела более спокойной — TE (ИЭИ) (интуитивно-этический интротим). С ней у Кастанеды отношения суперэго, иногда еще называемые отношениями громкого конфликта. Неудивительно (для знающего соционику), что обе женщины были отвратительны Кастанеде и вызывали у него чувство тошноты.

Интересно, что эмоции западных женщин контролируются сознанием. «Отсутствие контроля у западных женщин относится только к их внешнему поведению, но у них есть неизменное внутреннее ядро, и они способны смеяться над собственным поведением, как будто идет представление» — среди ET и TE много прекрасных актеров. «Когда период их безумия прошел, они выглядели хорошо одетыми мексиканскими дамами... они смеялись и подшучивали надо мной по поводу того, что произошло, как будто не имели к этому никакого отношения».

(продолжение следует)

Журнал «Соционика, ментология и психология личности», N 3, 1997.