Изабель Бриггс Майерс и Петер Б. Майерс «Различия даров» (фрагмент)

Автор Тимофей Духовской, опубликовано . Раздел: Западная типология, Соционика

Часть 1. Теория

1. Правильное обоснование личностных различий.

Это модно — говорить, что личность — уникальна. Каждый является продуктом его или ее унаследованных черт, окружения, и, конечно же, отличается от кого-либо еще. С практической точки зрения, как известно, доктрина уникальности неприменима без исчерпывающего изучения обстоятельств каждой личности для обучения, рекомендаций или понимания. Тем не менее, мы не можем без риска принимать, что мышление других людей работает по тем же самым принципам, что и наше собственное. Слишком часто другие, с которыми мы вступаем в контакт, делают не те выводы, которые делаем мы, или не дорожат тем, что дорого нам; или не интересуются тем, что нам интересно.

Достоинство теории, представленной здесь, в том, что она дает нам возможность ожидать особых личностных различий в индивидуальности людей и справляться с людьми и различиями конструктивно. Вкратце, это — теория того, что наиболее видимые случайные различия в поведении людей — не случайны; фактически — это логический результат нескольких основных, видимых различий функционирования психики.

Эти основные различия касаются того, каким образом люди предпочитают использовать свой разум, в особенности — каким образом они воспринимают и каким образом они осуществляют рассуждения. Под ВОСПРИЯТИЕМ здесь понимается включительно процесс осознания предметов, людей, событий и мыслей. СУЖДЕНИЕ включает в себя процесс прихода к умозаключению о том, что было воспринято. Вместе, восприятие и суждение, которые составляют большую часть умственной деятельности людей, обуславливают многое из их внешнего поведения, поскольку восприятие — по определению — определяет, что люди видят в ситуации, и их суждение определяет, что они собираются делать по этому поводу. Таким образом разумно, что основные различия в восприятии и суждении приведут к соответствующим различиям в поведении.

Два пути восприятия

Как подчеркивал Юнг в «ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПАХ», человечество оснащено двумя различающимися и резко противоположными способами восприятия. Одно из значений восприятия — это обычный процесс ОЩУЩЕНИЯ, благодаря которому мы становимся осведомлены о вещах через наши пять органов чувств. Другое — это процесс ИНТУИЦИИ, который является косвенным познанием путем бессознательного, включающего (объединяющего?) мысли или ассоциации, которые непроизвольно увязываются для понимания приходящего извне. Эти неосознанные вкрапления выстраиваются в ряд от простейшего мужского «предчувствия» или «женской интуиции» до завершающих примеров творческого искусства или научного открытия.

Существование различных способов восприятия казалось бы очевидным. Люди познают через ощущения, и они также познают вещи, которых нет, и которые не могли быть доступны их ощущениям. Теория соединяет предположение, что два вида восприятия соревнуются за внимание личности, и что большинство людей, с самого младенчества, ПОЛЬЗУЮТСЯ одним более, чем другим. Когда люди предпочитают ощущения, они так заинтересованы окружающей их действительностью, что уделяют мало внимания для того, чтобы беречь идеи, слабо приходящие из ниоткуда. Те люди, которые предпочитают интуицию, так поглощены поиску предоставленных возможностей, что они редко смотрят внимательно на действительность. К примеру, читатели, предпочитающие ощущения, будут ограничивать свое внимание тем, что говорится на этой странице. Читатели, предпочитающие интуицию, вероятно, будут читать между и по ту сторону строк для возможностей, приходящих на ум.

Как только дети проявляют предпочтение между двумя способами восприятия, начинаются основные различия в развитии. У детей достаточно власти над процессом сознания для того, чтобы иметь возможность использовать любимые процессы более часто и пренебрегать процессами, которыми они пользуются меньше. Какой бы процесс они ни предпочли, то ли ощущения, то ли интуицию, они будут использовать его больше, обращая пристальное внимание на его потоки впечатлений и формируя свои представления о мире с помощью обнаруженного процесса. Вторая часть восприятия будет на заднем плане, слегка размыта.

Благодаря преимуществу постоянной практики, предпочитаемый процесс становится более управляемым и заслуживающим доверия. Дети становятся более зрелыми в использовании предпочитаемого ими процесса, чем в менее часто используемом, пренебрегаемом ими. Их удовольствие расширяется от непосредственно процесса до действий, требующих этого процесса, и они склоняются развивать внешние черты, как результат взгляда на жизнь особым образом.

Таким образом, благодаря естественному ходу событий, ребенок, который выбрал ощущения, и ребенок, который выбрал интуицию, продолжают развиваться в расходящихся направлениях. Каждый становится относительно взрослым в той области, где другой остается относительно младенцем. Оба источника их интересов и усилий в деятельности, которые дают им возможность использовать их ум — путь, который они предпочитают. И тот и другой получают набор внешних черт, которые растут, опираясь на основные предпочтения. Это — SN предпочтение: S — для ощущения и N — для интуиции.

Два пути суждения

Основное различие в суждении происходит из существования двух различающихся и резко противоположных способов прихода к заключению. Один — путем использования МЫШЛЕНИЯ, то есть путем логического процесса, нацеленного на обезличенный приход к заключению. Другой — путем ЧУВСТВОВАНИЯ, то есть путем повышения ценности — равноприемлемых до некоторой степени — присуждения вещам индивидуальной, субъективной ценности.

Эти два пути суждения казались бы очевидными. Большинство людей согласилось бы с тем, что они принимают некоторые решения с помощью мышления и некоторые — с помощью чувствования, и что эти два метода достигают тех же результатов из полученного набора фактов. Теория предполагает, что личность почти уверена в использовании и доверяет одному способу рассуждения больше, чем другому. В рассуждениях, представленных здесь, читатель, который принимает во внимание во первых последовательный и логический — является мыслительно-судящим. Читатель, который осознает в первую очередь, что эти мысли ему нравятся или не нравятся, поддерживающий или обрабатывающий мысли, уже получившие высокую оценку — являются использующими чувственное суждение.

Предпочитая какой-нибудь из процессов суждения, ребенок (он или она) будет использовать его чаще, более доверяя ему, будучи более готовым верить ему. Другая часть рассуждения будет способом не преобладающего мнения, нерешительной и часто совершенно игнорируемой.

Таким образом, ребенок, который выбирает мышление, развивается в расходящемся направлении от ребенка, который выбрал чувствование, даже когда оба предпочитают один и тот же процесс восприятия и пускаются в путь с одними и теми же предрасположенностями. Оба они удачливее и более успешны в действиях, которые вызывает тот вид суждения, которым они лучше вооружены для действий. Ребенок, предпочитающий мышление, становится более зрелым в решении вопросов человеческого общения. Ребенок, предпочитающий мышление, растет более сведущим в приведении в систему фактов и идей. Их основное предпочтение для осознанного или неосознанного подхода к жизни заканчивается характерными внешними чертами характера. Это — TF предпочтение: T — для мышления и F — для чувствования.

Комбинации восприятия и суждения

TF предпочтение (мышление или чувствование) совершенно независимо от SN предпочтения (ощущение или интуиция). Обе части суждения могут объединяться с любой из частей восприятия. Таким образом встречаются четыре комбинации:

ST — ощущения + мышление;

SF — ощущения + чувствование;

NF — интуиция + чувствование;

NT — ощущения + мышление.

Каждая из этих комбинаций производит различные типы личностей, характеризуемых ИНТЕРЕСАМИ, ЦЕННОСТЯМИ, ТРЕБОВАНИЯМИ, СКЛАДОМ УМА И ВНЕШНИМИ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА, которые естественно являются результатом комбинации. Сочетания с общей предрасположенностью будут обладать некоторыми качествами, но каждая комбинация имеет свои характерные особенности, проистекающие из ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ предпочтенного пути наблюдения за жизнью и предпочтенного пути суждения о том, что увидено.

Какой бы ни была индивидуальная комбинация предпочтений личности, другие люди с такими же сочетаниями склонны быть легче понятыми и приятными. Они будут проявлять тенденцию к подобным интересам, так как их объединяет такой же способ восприятия, и считать такие же вещи важными, поскольку их объединяет такой же способ суждения.

С другой стороны, люди, отличающиеся обоими предпочтениями, будут тяжело понимаемы и трудно предсказуемы — за исключением того, что на каждый обсуждаемый вопрос им нравится иметь противоположные взгляды. Если эти очень разные люди едва знакомы, то повода для столкновения взглядов не будет, но если они — сотрудники, тесно связанные, или члены одной и той же семьи, постоянное противостояние может быть напряженным.

Много разрушительных конфликтов возникает просто потому, что два человека используют противоположные способы восприятия и суждения. Когда причина такого конфликта определена, она становится менее раздражающей и легче управляемой.

Более сглаженный деструктивный конфликт может существовать между людьми и их работой, когда работа не использует естественных для работника сочетаний восприятия и суждения, но постоянно требует противоположной комбинации.

Следующие параграфы вкратце описывают противоположные отличия, которые предполагаются теорией и обнаруживаются в практике в результате четырех возможных комбинаций восприятия и суждения.

Ощущение + Мышление

ST (сенсорные + мыслительные) доверяют, в основном, ощущениям для успешного восприятия и мышлению для успешных рассуждений. Таким образом, их основной интерес фокусируется на фактах, так как факты могут быть собраны и проверены непосредственно с помощью ощущений — увиденным, услышанным, прочитанным, сосчитанным, взвешенным, измеренным. ST представители приходят к своим решениям относительно фактов путем беспристрастного анализа, из-за их упования на мышление с его пошаговым логическим процессом достижения результата от причины к следствию, от предпосылок к заключению.

В результате, их индивидуальные отличия стремятся к практичности и прозаичности, и их наилучшие возможности успеха и удовлетворения находятся в областях, которые определены беспристрастным анализом конкретных фактов, таких как экономика, законодательство, хирургия, бизнес, учет, производство, обращение с техникой и материалами.

Ощущение + Чувствование

SF (сенсорные + чувствующие) также доверяют, в основном, ощущениям для восприятия, но они предпочитают чувствование для успешных рассуждений. Они приходят к своим умозаключениям с личной сердечностью, потому что их чувствование взвешивает — как много события (обстоятельства?) значат для них или для других.

Они больше интересуются фактами о людях, чем фактами о вещах, и поэтому они стремятся быть общительными и дружелюбными. Они наиболее вероятно имеют успех и удовлетворение работой, где личная сердечность может быть эффективно применена в непосредственной ситуации, как в педиатрии, уходе за больными, в образовании (особенно начальном), социальной работе, продаже материальных ценностей и в работе «сервис с улыбкой».

Интуиция + Чувствование

NF (интуиция + чувствование) люди обладают такой же личной сердечностью, как и SF люди, благодаря отличающему их использованию чувствования для успешных рассуждений, но, поскольку NF предпочитают интуицию ощущениям, они не концентрируют свое внимание на конкретной ситуации. Вместо этого они сосредоточены на возможностях, таких как новые проекты (событиях, которые еще не известны, но могли бы случиться) или новые истины (факты, которые еще не известны, но могли бы быть обнаружены). Новые проекты или новые истины воображаются благодаря бессознательным процессам и затем интуитивно воспринимаются как идея, которая чувствуется как вдохновение.

Личная сердечность и обязательность, с которой NF люди разыскивают и преследуют возможность, производит впечатление. Они полны энтузиазма и проницательности. Часто они отмечены (божьим?) даром поговорить и могут обсуждать как возможность, которую они видят, так и значение, которое они придают ей. Они наиболее вероятно находят успех и удовлетворение в работе, которая предусматривает творчество для удовлетворения человеческих потребностей. Они могут выделяться в просвещении (частный колледж и средняя школа), проповедничестве, рекламном деле, в продаже непостижимого, адвокатуре, клинической психологии, психиатрии, литературе и наиболее — в исследовательских областях.

Интуиция + Мышление

NT (интуиция + мышление) люди также используют интуицию, но объединяют ее с мышлением. Они также сосредоточены на возможностях, они приближаются к ним благодаря беспристрастному анализу. Часто они выбирают теоретическую или организаторскую возможность и подчиняют ей человеческий фактор.

Представители NT стремятся быть логичными и изобретательными и наиболее успешны в решении проблем в особо интересных областях, как то: научные исследования, вычислительная техника, математика, в более общих финансовых аспектах или в любых других видах развития или первооткрывания в технических сферах.

Каждый, возможно, встречал все четыре разновидности людей : ST — которые практичны и расчетливы; SF — симпатичных и дружелюбных; NF — для которых характерны энтузиазм и вдохновение; NT — которые логичны и изобретательны. Скептик может спросить — как четыре очевидных основных категории людей не были описаны в прошлом? Ответ в том, что эти категории уже были описаны неоднократно и различными последователями и теоретиками.

Vernon (1938) цитировал три системы классификации, полученные различными методами, но поразительно сходные. Каждая отражает комбинации восприятия и суждения: Thurstone (1931) методом факторного анализа таблиц профессиональных интересов обнаружил четыре основных фактора соответствия интересов к бизнесу, людям, языкам и науке. Gundlah & Gerum (1931) при проверке внутренней взаимозависимости сделали вывод о пяти основных «типах способностей», названных: технический, социальный, творческий, интеллектуальный, плюс физическое мастерство. Spranger (1928), исходя из рассмотрения логических и интуитивных предпочтений, получил шесть «типов мужчин», названных — экономический, социальный, религиозный, теоретический, плюс эстетический и политический.

Предпочтение экстраверсия — интроверсия

Другое основное различие в использовании людьми восприятия и суждения происходит из их относительного интереса в их внешнем и внутреннем мирах. ИНТРОВЕРСИЯ, в значении, данном ей Юнгом в формулировании личного отношения и идеи, является одной из двух дополняющих жизненных ориентаций; ее дополнением является ЭКСТРАВЕРСИЯ. Основные интересы интровертов — во внутреннем мире понятий и идей, в то время как экстраверты более вовлечены во внешний мир людей и вещей. Таким образом, когда обстоятельства позволяют, интроверт концентрирует восприятия и суждения на мыслях, в то время, как экстраверт любит сосредотачиваться на внешнем окружении.

Это не говорит о том, что кто-либо ограничен только внутренним или внешним миром. Хорошо развитые интроверты могут умело преодолевать мир вокруг них, когда это необходимо, но они делают свою лучшую работу в голове, мысленно. Подобным образом, хорошо развитые экстраверты могут эффективно иметь дело с идеями, но они делают свою лучшую работу внешне, в действии. В обоих случаях — природные предрасположенности остаются, как у левшей или правшей.

Например, некоторые читатели, которые предпочли бы приняться за практическое применение этой теории, смотрят на это с экстравертной точки зрения. Другие читатели, которые чувствуют больший интерес в понимании, что эта теория может обеспечить понимание ими самих себя и человеческую натуру в общем, видят это с интровертной точки зрения.

Поскольку EI предпочтение (экстраверсия или интроверсия) абсолютно не зависит от SN и TF предпочтений, экстраверты и интроверты могут иметь любую из четырех комбинаций восприятия и суждения. Например, среди ST-представителей, интроверты (IST) организуют факты и принципы в связи с ситуацией; этот подход используем в экономике и законодательстве. Экстраверты (EST) организуют саму ситуацию, включая любых бесполезных зрителей, и заставляют события вращаться, что используемо в бизнесе и производстве. События обычно движутся быстрее для экстравертов; события движутся в более обдуманном направлении для интровертов.

Среди NF людей, интроверты (INF) прорабатывают свои озарения медленно и тщательно, исследуя вечные истины. Экстраверты (ENF) имеют стремление объединить и запустить их вдохновляющие идеи в практику. Если результаты экстравертов более обширны, то у интровертов — могут быть более глубокими.

Предпочтение суждение — восприятие

Еще одно предпочтение входит в определение типа — выбор между позицией ВОСПРИЯТИЯ и позицией СУЖДЕНИЯ, как жизненного пути, метода взаимодействия с миром вокруг нас. Несмотря на то, что люди должны использовать как восприятие, так и суждение, и то и другое не может быть использовано одновременно. Так, люди переключаются туда-сюда между позициями восприятия и суждения, иногда довольно внезапно, словно родитель, очень спокойно относящийся к детскому гаму, вдруг решает — хватит, так хватит.

Есть время воспринимать и есть время рассуждать, и много случаев обе позиции могут быть подходящими. Большинство людей находят одну позицию более подходящей, чем другую, чувствуют в ней себя как дома, и используют ее настолько часто в общении с окружающим миром, насколько это возможно. Например, некоторые читатели все еще следуют этим объяснениям с открытым умом; они — в данный момент используют восприятие. Другие читатели уже сейчас решили, что они согласны или не согласны; они — в этот момент используют суждение.

Существует фундаментальное противоречие между двумя позициями. В ходе принятия решения люди используют позицию суждения и выключают позицию восприятия на данный момент. Все очевидно, и что-либо еще неуместно и несущественно. Приходит время вынести вердикт. С другой стороны, с позиции восприятия, люди выключают суждение. Не все очевидно, новые развития могут прийти на ум. Еще слишком рано оставлять что-либо неизменным.

Это предпочтение определяет отличие между судящими людьми, которые приводят в порядок свою жизнь, и воспринимающими людьми, которые именно и живут.

Обе позиции заслуживают одобрения. Каждый может идти соответствующей жизненной дорогой, если личность может переключиться на противоположную позицию, когда это необходимо.

Итоги четырех предпочтений

Согласно теории, представленной здесь, личность структурирована с помощью четырех предпочтений в соответствии с использованием восприятия и суждения:

Предпочтения Результаты выбора личности

E|I — Экстраверсия или интроверсия         Сосредоточение доминирующих (любимых) процессов на внешнем мире или мире мыслей

S|N — Сенсорика или интуиция      Использование одного способа восприятия вместо другого, когда может быть использован любой из

T|F — Мышление или чувствование           Использование одного способа рассуждений вместо

другого, когда может быть использован любой из

J|P — Суждение или восприятие     Использование позиции суждения или восприятия для общения с внешним миром

Каждое из этих предпочтений является развилкой на пути развития человека и определяет, какому из двух противоположных превосходств личность будет следовать. Как много превосходств люди фактически доводят до совершенства, частично зависит от их энергии и желаний. Но в соответствии с теорией типов, РАЗНОВИДНОСТЬ ПРЕВОСХОДСТВ СОВМЕСТНО С ТЕМ, ЧТО ИМИ РУКОВОДИТ, определяется врожденными предпочтениями, которые направляют их на каждом разветвлении пути.

Создание «типа» с использованием предпочтений

Согласно этой теории, люди создают свой «тип» через использование своих индивидуальных предпочтений в соответствии с восприятием и ощущением. Интересы, ценности, потребности и склад ума — в действительности являются результатом установки каждого из предпочтений, стремятся выработать узнаваемый набор черт характера и потенциальных возможностей.

Таким образом, личности могут быть частично описаны установлением четырех их предпочтений, таких как ENTP. Так, человек может предположительно отличаться от других с помощью характеристики его или ее типа. При описании людей, как представителей ENTP, не нарушается их право на самоопределение: они уже использовали свое право, предпочитая E,N,T и P. Определение и упоминание типов людей показывает уважение не только к их абстрактному праву развития по пути их собственного выбора, но также и к конкретному способу, которым они отличаются и предпочитают отличаться от других.

Роль доминирующего процесса

Легче определить предпочтительный способ восприятия и способ суждения человека, чем отличить, который из двух является доминирующим процессом.

Нет сомнений, что кораблю требуется капитан с непререкаемым авторитетом для того, чтобы установить его курс и довести его безопасно в требуемый порт. Он никогда не достигнет гавани, если любой у штурвала вознамерится в другое место назначения и соответственно изменит курс.

Таким же путем, людям необходима руководящая сила в их действиях. Им необходимо развивать свой наилучший процесс до точки, где он господствует и объединяет их жизни. При естественном ходе событий каждый человек делает именно это.

Например, те представители ENT, кто находит интуицию более интересной, чем мышление, действительно предоставят интуиции право главенствовать и подчинят ей мышление. Их интуиция приобретает непререкаемую обоснованность для личности, которой ни один другой процесс не может достичь. Они будут довольствоваться им, использовать его и доверять ему более всего. Их жизни будут приспосабливаться для того, чтобы получить максимальную свободу для поисков интуитивных целей. Поскольку интуиция является процессом восприятия, эти представители ENT будут общаться с миром с позиции восприятия, что делает их представителями ENTP.

Они будут советоваться со своим суждением, своим мышлением, только когда это не будет противоречить их интуиции. Даже тогда они будут использовать его в степени, зависящей от того, насколько хорошо оно развито. Они могут хорошо использовать мышление в стремлении достижения желаемого благодаря интуиции, но представители ENTP не позволят мышлению отклонить того, к чему они стремятся в данный момент.

С другой стороны, те представители ENT, которые находят мышление более привлекательным, чем интуицию, будут стремиться позволить их мышлению взять на попечение их жизнь, с интуицией на втором месте. Мышление будет указывать цели, и интуиции будет только разрешено советовать по поводу подходящих способов достижения их. Так как процесс, предпочитаемый ими — суждение, эти представители ENT будут общаться с миром с позиции суждения; таким образом они являются представителями ENTJ.

Подобным образом, некоторые представители ESF находят больше удовлетворения в чувствовании, чем в ощущениях; они позволяют своему чувствованию взять на попечение их жизни, с ощущениями на втором месте. Чувствование тогда главенствующе и несомненно. В разных конфликтах с другими процессами, чувствование преобладает. Жизнь этих представителей ESF будет приспособлена для обслуживания их чувственных ценностей. Благодаря предпочтению чувствования, т.е. процессу суждения, они будут общаться с внешним миром с позиции суждения. Они являются ESFJ.

Представители ESFJ действительно уделяют внимание своему восприятию, своему ощущению, только тогда, когда оно гармонирует с их чувствованием. Даже тогда они будут с уважением относиться нему только в степени, зависящей от того, насколько оно у них развито. Они не допускают сомнений, порожденных ощущениями, имеющим отношение к их каким-то чувственным ценностям.

Однако, другие представители ESF находят ощущение более полезным, чем чувствование, и будут стараться поставить ощущение на первое, а чувствование на второе место. Их жизнь будет приспособлена для обслуживания их ощущений — для того, чтобы обеспечивать поток опытов, который представляет что-нибудь интересное — увидеть, услышать, попробовать на вкус, потрогать руками. Чувствованию будет позволено содействовать, но не препятствовать. Поскольку ощущения, то есть процесс восприятия, предпочтительнее, то эти представители ESF будут общаться с миром с позиции восприятия, и поэтому они — представители ESFP.

Это явление — затенение доминантным процессом других процессов и, соответственно, придание формы личности, было экспериментально отмечено Юнгом в ряде его работ и стало, наряду с предпочтением экстраверсия — интроверсия, основой его ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ.

Некоторым людям не нравится мысль о доминантном процессе и они предпочитают думать о себе, как об использующих все четыре процесса в равной мере. Тем не менее, Юнг считает, что такое беспристрастие, если оно действительно существует, держит все эти процессы сравнительно недоразвитыми и обеспечивает «примитивный склад ума», так как противоположные пути делания тех же самых вещей мешают друг другу, если ни один не имеет приоритета. Если один процесс ощущения достиг высокой степени развития, он требует нераздельного внимания наибольшее время, это означает, что другие должны быть обычно выключены и будут менее развиты. Если один из процессов суждения становится высокоразвитым, он должен так же иметь право на существование. Один из процессов ощущения и один из процессов суждения МОГУТ развиваться бок о бок, обеспечивая то, что один из них будет использоваться для обслуживания другого. Но один процесс — ощущение, интуиция, мышление или чувствование — должен иметь полную верховную власть, с возможностью достигать его полного развития, для того, чтобы личность была действительно эффективной.

Роль дополнительного процесса

Один-единственный процесс, однако, не достаточен. Для того, чтобы люди были гармоничны, им необходимо адекватное (но это не означает равное) развитие второго процесса, но не соперничающего с доминантным, а благоприятно дополняющего. Если доминантным является процесс суждения, дополнительным процессом будет восприятие: либо ощущения либо интуиция могут поставлять надежный материал для суждения. Если доминантным процессом является восприятие — дополнительным процессом будет суждение: то ли мышление то ли чувствование могут дать последовательную смену намерений.

Если у личности отсутствует полезное развитие дополнительного процесса — похоже, что это — явный недостаток. Чрезвычайно воспринимающий без суждения — носится на всех парусах без руля. Чрезвычайно судящий тип без восприятия — представляет собой пустой сосуд (есть форма, но нет содержания).

В дополнение к приложению доминантного процесса в его основных областях деятельности, вспомогательный имеет другую обязанность. Он несет основную тяжесть по обеспечению соответствующего баланса (но не равенства) между экстраверсией и интроверсией, между внешним и внутренним мирами. Для всех типов доминантный процесс погружен в мир, который интересует его более всего, и это погружение является надлежащим и правильным. Этот выбранный мир не только более интересен, он более важен для них. Это то, где они могут выполнять свою работу наилучшим образом и действовать на наилучшем уровне, и это предъявляет права на почти сосредоточенное внимание их наилучшего процесса.