Шульман Г.А. «Ода дуальному контакту»

Автор Тимофей Духовской, опубликовано . Раздел: Дуализация, Интертипные отношения, Соционика

Дуальный контакт, Дуальные отношения, Отношения дуализации, Отношения полного взаимного дополнения...

Все это — об одном и том же интертипном отношении, которое представляет собой квинтэссенцию открытия Аушры Аугустинавичюте и из которого выросло все удивительное здание соционики!

Действительно, когда наблюдаешь дуальную диаду, возникает, как пишет А.Аугустинавичюте, ощущение, что перед глазами — когда-то разделенная андрогинная пара, — настолько органичен, естествен, комфортен контакт этих людей и их поведение. Люди всецело, полоностью доверяют друг другу.

Как-то Валентина Милокоста (Львов) рассказала мне о просьбе одного водителя дать ему в напарники конкретного человека, мотивируя просьбу тем, что, когда они в кабине вдвоем, он может спокойно доверить этому человеку нажимать на педали, в то время как сам он удерживает в руках «баранку» руля. Я думаю, что, даже не зная типов водителей, здесь можно говорить о дуальных отношениях.

Одним словом, дуал — это действительно та самая «половинка», о встрече с которой мечтает каждый соционик (не соционик же мечтать не может, поскольку невозможно мечтать о том, о чем не имеешь представления!).

В сложившейся дуальной диаде люди вообще забывают о том, например, что такое комплексы. Нет комплексов! Дуалы раскрепощены, раскованы, уверены в своей востребованности, в своей нужности, в своей полезности (прежде всего, дуалу, а значит, и обществу). То, что для одного из дуалов — откровение, для второго — обычная поведенческая реакция, едва ли не самопроизвольная. Обо всем можно сказать, обо всем можно спросить, исчезает чувство стыда, неловкости, можно буквально обнажиться — духовно и (или) физически, — и это не покажется странным или неудобным.

Вообще в сентенции: «Недуализированный человек — тип, дуализированный тип — человек» гораздо больше правды, чем шутки, поскольку человек, выросший в дуальном контакте или живущий в состоявшемся дуальном браке, гораздо больше напоминает собой нормального человека, чем кто-либо иной, который рос, взрослел и т. д. в психологически неблагоприятной обстановке.

Дуальные браки отличаются завидным долголетием, надежностью, прочностью, благополучием. Причем, возраст супругов практически не имеет никакого значения.

Интересно, что, по данным различных исследователей, дуальные браки встречаются гораздо чаще, чем должно было бы быть в среднем, то есть не 100:16=6,25 % (1/16 всех возможных вариантов), а около 30 % (согласно сведениям, приводимым А.Аугустинавичюте) или около 45% (по результатам исследований Международного института соционики). В соционике стала привычной мысль о том, что Природа компенсирует «жестокость разделения андрогинной пары» относительно увеличенным количеством нашедших друг друга дуалов.

Самое интересное во всем этом то, что ситуация дуального брака хорошо известна и многократно описана в литературе и народном творчестве. Все эти сентенции типа «Они жили долго и счастливо и умерли в один день» (или кто-то кого-то пережил ненадолго) как раз и описывают именно дуальный брак.

Правда, здесь есть и неприятная сторона — это детренирующий характер дуального контакта. (О какой тренировке может идти речь, когда в трудной для кого-то одного ситуации дуал принимает всю нагрузку на себя?!). Не в этом ли причина того, что после ухода из жизни супруга (супруги) вторая половина дуальной пары часто не задерживается долго на этом свете?
Весьма вероятно, например, что именно дуальные отношения связывали Пульхерию Ивановну и Афанасия Ивановича (Н.В. Гоголь, «Старосветские помещики»). И хотя Афанасий Иванович после ухода Пульхерии Ивановны прожил еще 5 лет, это была не жизнь уже, а медленное и мучительное умирание.

Кроме того, дуалы весьма ревнивы. И хотя А.Аугустинавичюте пишет: «Тот, кто однажды побывал в объятиях дуала, никогда не стремится поменять их на что-нибудь другое», есть все же ситуация, крайне драматичная, если не трагическая. Это достаточно редко встречающееся, но тем не менее весьма реальное стечение обстоятельств, когда «на сцене» появляется третий человек, соционический тип которого тождествен одному из дуалов. И нужно очень любить свою половинку, чтобы мужественно прощать ей реальные или мнимые «шалости». Коллизия, описанная Джеком Лондоном в его «Маленькой хозяйке большого дома», по сути своей очень напоминает обозначенную.

Еще одна негативная сторона дуальных отношений заключается в полном расслаблении дуалов, — слишком уж хорошо вместе. Поэтому им необходимы контакты во внешнем мире. Если оба работают, то ежедневно неминуемо общение с разными людьми, в различной обстановке, — совсем не всегда благоприятное. Тогда дома происходит восстановление сил, состояния и т.д. (даже если работают дуалы вместе, то есть не расстаются практически ни на мгновение).

В общем, о дуальном контакте можно было бы говорить бесконечно. О нем написано очень много у А.Аугустинавичюте, ее последователей и учеников и опубликовано на страницах журнала «Соционика, ментология и психология личности».

Нужно только помнить о том, что дуалы — по подтипу своему — должны быть разнодихотомийными (то есть и в случае дуальной диады справедливо то же требование к отношенческой диаде, на котором мы останавливались в публикации о героической чете Прентелов в предыдущем номере нашей газеты).

И все же многие, особенно только начинающие заниматься соционикой люди этот вид отношений идеализируют. Иногда дело доходит до абсурда: одна из передач, например, завершилась вообще невообразимой фразой: «Так будьмо ж дуалами!» (?!)

Дуальные отношения — один из 16-ти видов интертипных отношений в соционе, и эти отношения должны сложиться точно так же, как и все остальные, — то есть должно пройти время «притирки» дуалов друг к другу, привыкания и т.п. Дело в том, что человеческие отношения вообще, как, впрочем, и люди, описываются не одной только лишь соционикой — существует огромное количество иных типологий личности (кроме соционической), существует понятие уровня человека (уровня его культуры, образованности, воспитанности и т.д. и т.п.). Социониками не раз подробно рассматривались ситуации становления и развития дуальных отношений, делались попытки выдачи рекомендаций относительно поведенческих реакций дуалов и пр. (Многое опубликовано в названном журнале).

Но некоторые признаки образующегося дуального контакта имеет смысл все же попытаться описать.

На сегодня — начало 2001 года — четко зафиксированы восемь особенностей, восемь стадий этого процесса, восемь характерных признаков, проявляющихся при этом, иногда в разной последовательности (в зависимости от квадры и конкретной дуальной диады), благодаря которым эти отношения невозможно спутать ни с какими иными. Это особенно важно, потому что дуальный контакт стoит того, чтобы отнестись к нему повнимательнее. Итак:

1. Ощущение необходимости встречи. На этот феномен обращаешь внимание ретроспективно, потом уже, после первого контакта. Это «какое-то» еще безотчетное и неосознаваемое, мистическое, я бы сказал, ощущение неотвратимости и необходимости увидеться с человеком, с которым вдруг, неожиданно возникает только еще информационная связь. Это может быть беседа по телефону, например, или при описании кем-либо третьим поведенческих реакций этого человека.
Вы вдруг начинаете понимать, что увидеться просто необходимо, и чем бы Вы ни занялись, мысли все время возвращаются к человеку, о котором Вам стало известно.

2. Люди, впервые в жизни оказавшиеся в дуальном контакте, стараются «вспомнить»: «А где же это мы с Вами раньше встречались?!» (Естественно, совершенно бесполезно). Тем не менее, оба уверены, что прекрасно знают друг друга много лет. Так, с женой моего сотрудника мы 23 (!) года при встречах безуспешно пытались найти ответ на этот вопрос, и только в 1986 году, с «приходом ко мне» соционики поняли, наконец, в чем дело.

3. У обоих появляется ощущение «защищенной спины», которое невозможно ни не заметить, ни спутать ни с чем иным. Его можно описать как ощущение удивительного и совершенно безмятежного спокойствия. Это происходит в момент формирования как бы общей ауры, что легко могут фиксировать люди, обладающие способностями к сверхчувственному восприятию окружающей реальности.
Во время работы Вильнюсской летней конференции по соционике (1990 год) в перерыве моя добрая знакомая подвела ко мне трех девочек-десятиклассниц. Одна из них оказалась моим соционическим тождиком, то есть была одного со мной соционического типа, а две другие — моими дуаликами. Образовалась группа из двух одинаковых (или, как сказали бы соционики, тождественных) дуальных диад.
Я попросил девочек сесть так, чтобы тождики оказались друг напротив друга, — то есть находились как бы в диагональных углах квадрата, образованного нами четырьмя. При этом по бокам каждого из нас сидел дуал, — оптимальное расположение в такой группе.
Завязалась беседа, и... мы забыли обо всем и обо всех!
Минут через пять или десять, когда закончился перерыв, и на сцене уже стояла А.Аугустинавичюте, терпеливо, с улыбкой ожидая, когда мы «очнемся», из угла зала прозвучал обращенный ко мне возглас: «У Вас же аура общая!!!»
Действительно, нам было очень уютно, и мы с трудом и сожалением «разомкнулись»...
Кстати, по-видимому, именно это свойство дуальной диады — общее энергетическое поле — может объяснить, сделать предельно просто понимаемым тот факт, что в том случае, когда собираются вместе несколько дуальных диад, контакт между ними осуществляется на полевом уровне. То есть обмен какими-то репликами тоже, конечно, происходит, но как какое-то дополнение к основному контакту.
Пару лет назад один соционик всерьез «обиделся» на дуальные диады, поскольку они, дескать, смотрят на всех свысока, — он это ощутил на себе (!)... Никто, конечно, ни на кого свысока не смотрит, — дуалам это попросту не нужно (им это даже в голову не приходит!). Все дело в том, что дуальная диада — это уже более высокий иерархический уровень существования человека, следовательно, совершенно иной уровень общения, — тоже более высокий, более тонкий. (Еще более высокий — квадра, далее — социон.)

Вообще говоря, дуальная диада — это совершенно автономное «государство» внутри любого, сколь угодно большого или малого сообщества. Это совершенно замкнутый для постороннего взора мир, в котором разобраться снаружи невозможно! Когда смотришь на дуальную диаду, то не нужно обладать никакими сверхчувственными способностями, чтобы увидеть, что эти два человека — как бы в коконе, они здесь, рядом, но они изолированы от всех друг другом!

...Достаточно широко распространено мнение, что в дуальной диаде, в особенности при взгляде со стороны, кто-то один — как бы в подчинении у другого. Это вполне соответствует действительности, но с поправкой на то, что всегда существует иная ситуация, в которой увереннее себя чувствует, и потому главенствует, как раз тот из двух дуалов, который показался непрошеному наблюдателю «порабощенным». Таким образом, перед нами — постоянно меняющаяся, динамическая ситуация и переменное главенствоавание и подчинение (причем, всегда добровольное), — именно в этом и заключается секрет поразительной устойчивости, неуязвимости и жизнеспособности дуальной диады.

Иногда, например, кому-нибудь извне муж в таком браке может показаться подкаблучником. В действительности же, он может быть крупным руководителем у себя на службе и очень уставать от постоянной необходимости командовать и поэтому с наслаждением будет выполнять любые «приказы» своей благоверной.

4. Оба одновременно и практически в одинаковой степени начинают чувствовать «невозможность» расстаться ни на мгновение. Это очень четкое и очень реальное ощущение в дуальном контакте.

5. У обоих появляется что-то вроде ощущения какой-то внутренней радости, «подымающейся откуда-то из глубины» и переполняющей все существо человека, а губы будто «сами собой» растягиваются в тихой счастливой улыбке умиротворения и покоя.
Вообще, радость как поведенческая реакция один из наиболее ярких и четких признаков дуальной диады. Моя знакомая, которой повезло в такой диаде провести все школьные годы, рассказывает, что им часто делали замечания за непрерывный смех по поводу и без оного, который они просто были не в состоянии сдержать. И сейчас, по прошествии двух с половиной десятков лет после школы, когда они встречаются, смех начинает звучать едва ли не до первого приветствия!

6. Постепенно у обоих возникает ощущение необходимости максимального — абсолютного — сближения. И если люди свободны от брачных уз, то этим чаще всего это и заканчивается (или начинается!). А если не свободны и каждый состоит в браке, то все равно удержаться бывает чрезвычайно трудно. Причем интересно, что это просто естественное развитие ситуации, которое, если происходит, то вроде бы самопроизвольно, как бы «само собой»...

Об этом прекрасно — у Раджниша: «...когда двое уже не двое, когда тела остаются отдельными, но между ними возникает золотой мост, и двойственоость внутри исчезает, а жизненная сила трепещет на обоих полюсах...».

...В романе «По ком звонит колокол» Э.Хэменгуэй описывает ситуацию общественного суда над «согрешившей» парой (в отряде, вечером, у костра). В процессе «судоговорения» обвиняемым был задан традиционный (для такой ситуации) вопрос: «Земля плыла под ногами?!» Оба ответили утвердительно и были прощены.

Очень интересно и знаменательно, что настоящие, Большие кинорежиссеры, не имея ни малейшего представления о соционике как науке, но зная жизнь, умудряются удивительнейшим образом для своих кинофильмов подбирать именно такие пары актеров. И все рассказы о том, что люди встретились на киносъемке, после чего оставили свои семьи, соединились в новой и с тех пор живут счастливо и долго, скорее всего, как раз об этом варианте человеческих взаимоотношений.

Именно такие отношения связывают Юрия Гейко и Марину Дюжеву, Майю Плисецкую и Родиона Щедрина. В таком же браке были и Ив Монтан с Симоной Синьоре...

7. Выравнивание энергетики дуалов. Этот феномен проявляется практически мгновенно, но осознание его приходит по прошествии какого-то времени и неоднократного повторения ситуации. Характерно, что происходит это вне всякой зависимости от исхода предыдущей, — шестой, в порядке перечисления, — стадии становления дуального контакта. Для этого дуалам нужно просто побыть рядом, посидеть, например, — зачастую даже не касаясь друг друга. На это уходит самое большее — 40 минут (результаты замеров), и люди полностью восстанавливаются, вне зависимости от глубины «энергетической ямы».

Происходящее легко можно бы понять в ситуации, где плохо себя чувствует кто-то один. А если в «яме» оказались оба дуала?..

Вот тут, Уважаемый Читатель, мы с Вами оказываемся вынужденными «нырнуть», правда, не очень глубоко, в теорию соционики. И, пожалуй, впервые в этой рубрике сейчас появится слово модель. Вот оно уже и появилось. Слово, в общем, не такое уж и страшное. Особенно, если мы пообещаем не рассказывать, как эта модель работает. Ну, может быть, потом, когда-нибудь, если это кого-нибудь заинтересует... А пока — просто покажем две модели психики двух дуалов. Например, это будут интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ, IL) и его дуал сенсорно-этический интроверт (СЭИ, SE).

Вот эти модели.

В них много всяких значков, и они, конечно же, что-то означают, — каждый значок — что-то свое. Но это пока нас не должно занимать. А вот обратить внимание следует на то, что обе модели похожи по конструкции: в каждой из них значки объединены в два квадратных контура — верхний и нижний, — впрочем, как и в модели каждого типа. Но очень интересным оказывается, что, несмотря на то, что в этих контурах разные значки расположены в каждой модели по-разному, верхний контур одного дуала оказался в точности таким же, как нижний другого!

В соционике верхний и нижний контуры в каждой модели называют ментальным и витальным (соответственно). А мы условно назовем верхние контуры умными, а нижние — сильными. (Заметим в скобках, что одно это условное обозначение уже объясняет — без особого погружения в теорию — взаимную дополняемость дуалов). Ментальный контур, естественно, отвечает за способность распознавания и осознавания ситуации, витальный — за энергетическую подпитку системы.

А теперь, возвращаясь к значкам, из которых построены контуры, можно сказать что каждый из них отвечает за описание какого-то фрагмента окружающего мира. Из этих фрагментов складывается более полная картина определенной области этого мира, в которой может легко разобраться человек, ментальный контур которого соответствует этой области. Но если этот фрагмент ближе не к ментальному, а к витальному контуру, то разобраться в нем будет уже гораздо труднее. И тогда на помощь приходит дуал, у которого, как сказано выше, этой группе фрагментов Мира соответствует ментальный контур.

В этом и заключается практически полная неуязвимость и устойчивость дуальной диады! Дуальную диаду можно сравнить двумя вооруженными друзьями-гладиаторами, стоящими спиной друг к другу.

Но вернемся к нашей энергетической ситуации.

Коротко и образно говоря, если оба дуала оказываются в энергетической яме, то из проведенного небольшого анализа следует предположение (или вывод) о том, что им не хватает разной (!) энергии. Теперь становится вроде бы понятным и механизм взаимной энергетической подпитки дуалов!

8. Это самая интересная стадия: никто из образовавшейся дуальной диады не в состоянии описать свои ощущения с той стороны тела, с которой находится дуал, — там настолько хорошо, настолько комфортно, что «вообще никак»... Иногда даже сообразить нельзя, есть там кто-то или нет; а подчас человек просто забывает о сидящем рядом и потом вдруг вздрагивает, неожиданно (забыл ведь!) замечая дуала...

К сожалению, как часто и бывает в жизни, это «хорошо до никак» человек в большинстве случаев способен оценить уже после того, как ситуация... окончилась, и дуал «куда-то испарился». На Востоке недаром говорят, что у потерянного кинжала рукоятка всегда золотая...

Поэтому, друзья мои, будьте, пожалуйста, внимательнее!

И еще одно обстоятельство, как показала жизнь, требует обязательного уточнения. Иногда люди могут посчитать дуальным любой иной возникший вид отношений, потому что им так показалось или им так сказал кто-нибудь из скороспелых «социоников», начитавшийся сентенций типа «соционика — это игра».

Прозрение обычно наступает очень быстро. И тогда начинаются взаимные (в худшем случае) претензии типа «Ты должен/должна!!!».

Все эти «должен» (или «должна») — ерунда полнейшая! Абсолютно все из перечисленного в истинном дуальном контакте возникает и происходит исключительно самопроизвольно! И никто никому ничего не должен.

В дуальной же диаде такое недоразумение может произойти только в том случае, если дуалы оказались однодихотомийными по подтипу. Поэтому, вместо неумных взаимных претензий лучше обратиться за консультацией к соционику.

Газета «Неизведанные миры», N 3, 2001