Тренинг «Основные техники самодуализации» (23-10-2011, СПб)

Автор Mildred, опубликовано . Раздел: Дуализация, Обучение, Прошедшие тренинги, Соционика и жизнь, Тренинги

Программа тренинга состояла из 3-х частей:

Теория самодуализации
Упражнения на само-дуализацию
Общение на свободные темы

В первой части тренинга я сделал доклад на тему техник самодуализации. К сожалению, такое явление как «самодуализация» не рассматривается ни в одной другой соционической школе. А ведь с точки зрения личностных изменений самодуализация – центральная тема в соционике. Акцент ответственности при этом полностью лежит на человеке, который дуализируется, а не на его дуале или соционике-консультанте.

Что такое дуализация? Это процесс, происходящий внутри человека. «Дуо» значит «два». Два противоположных полюса, которые в процессе дуализации уравновешиваются, гармонизируются, в результате чего у человека появляется возможность переключаться с осознанного блока функций на неосознанный. Нет, тип в итоге никуда не исчезает и не стирается, но его носитель гармонизируется: у человека возникает баланс интересов, функций, он приобретает новые личностные качества, доныне ему не свойственные. Качества как свойства структуры, неизменно присутствующие, а не как элементы поведения, присутствующие периодически.

В целях наглядности изобразим графически нормальную работу соционических функций в динамике (рис. 1)

Как мы знаем, в зависимости от своего расположения в модели А, каждая функция имеет разный уровень силы, который как раз и демонстрируют типируемые в своих ответах при типировании по вопросам.

Как же будет работать тип в результате дуализации? Нет, общий график не изменится: все функции останутся на прежнем уровне. Но в отдельный момент времени по необходимости любая функция может совершить скачок (рис. 2)

Промежуток времени этого скачка – минимальный (от нескольких секунд до нескольких минут), по прошествии которого функция возвращается в обычный режим своей работы. Этот вывод основан на наблюдениях за реальными людьми с правильно определенными типами при наличии  у них некой степени дуализированности. Затем, по мере наработки стереотипов, такой скачкообразный характер переключения у слабых функций закрепляется, и когда они накапливают достаточно стереотипов, становится стабильным (рис. 3)

Что же заставляет функцию включаться? Столкновение человека с конкретной проблемой в жизни. И чего же обычно  не хватает слабым функциям для решения возникающих по ним проблем? Эту технологию я назвал стереотипы (неизменный общепринятый образец, которому следуют без размышлений; шаблон, трафарет). Как раз наличие у человека соответствующего стереотипа – известного ему навыка решения конкретной проблемы – позволяет слабой функции совершать такой скачок. Чем больше накопленных стереотипов у человека, тем выше может быть скачок слабой функции. Но никогда ей не перепрыгнуть уровень функций из командного блока.

Почему? Потому что всякий стереотип – продукт творчества того типа, у которого соответствующая проблеме функция находится в командном блоке. Таким образом, тип задает потолок для своих  1-2 функции, на который адекватный человек выходит достаточно быстро. А я не устаю напоминать, что соционика только для нормальных людей!

Приведем примеры некоторых стереотипов: «Нюхать продукты, выбирая на рынке» – стереотип по белой сенсорике, «не знаешь, надо спросить» – стереотип по черной интуиции и т .д. На самом деле бОльшая часть наших действий очень стереотипна, и всякая попытка с нашей стороны улучшить свою собственную жизнь сводится так или иначе к поиску и наработке нужного стереотипа. Соционика позволяет сделать эту наработку целенаправленной.

Например, вы хотите развить в себе такое качество как собранность. К какой дихотомии можно привязать это качество (для этого подберите противоположное собранности качество)? На первый взгляд, это рассеянность. Но какой аспект и какая функция при таком раскладе у нас получилась? Черная сенсорика, ее наличие (собранность) и отсутствие (рассеянность). Но нужна ли человеку тренировка функции в рамках ее самой же? Прокачка функций – это именно то, что обычно предлагают в других соционических школах. Но знание истинной работы типа подсказывает нам, что противоположность черной сенсорики – сенсорика белая, и в итоге мы получим дихотомию собранность – расслабленность. И если пара определена правильно, то обязательно появится чувство удовольствия при простом переключении из одного полюса в другой: чтобы ощутить собранность, нужно напрячь мышцы и их расслабить, чтобы ощутить расслабленность. В силу статичности нашей психики мы зафиксированы на одном из полюсов (неважно на каком из двух), и это создает проблемы при проработке дихотомий. Нашей психике не хватает динамики – это то, что нам нужно в нее добавить.

Опишем по шагам примененную технологию в приведенном примере:

  1. Определение личностного качества, которое вы бы хотели приобрести или развить в себе
  2. Формирование дихотомии – подбор качества, противоположного пункту 1. На этом шаге решающий фактор – знание мат. части  (умение выделять и раскладывать на аспекты и функции любое жизненное явление)
  3. Попеременное моделирование собственного состояния  при нахождении на каждом из полюсов
  4. Возникновение совершенно спонтанного, абсолютно не поддающегося планированию состояния прояснения и сглаживания: значимое позитивное изменение в вашем состоянии.

Результатом применения этой технологии становится созданный стереотип. В нашем примере – готовый стереотип по белой сенсорике: расслабить мышцы, сделать глубокий вдох-выдох.

Оговоримся, что противоположный полюс вовсе не обязан быть приятным. Например, «спасти людей» (человеколюбие – белая этика) и «убить людей» (собственное эмоциональное удовольствие от отрубания головы – черная этика). Возникающая болезненная реакция говорит о слишком сильном отталкивании  от противоположного полюса и залипании в навязанном человеколюбии. Очень важно переключаться между полюсами напрямую, не скатываясь к пустой аналитике.

Проработка дихотомий по указанной технологии отличается от реальной ситуации тем, что происходит вне физического мира: без участия тела.  Испытываемое удовольствие при проработке дихотомии говорит о ее успешном прохождении. Достижение при этом состояния сглаженности позволит быстро переключаться между полюсами в любой момент времени по своему собственному желанию.

Важное правило при проработке дихотомий – работать с тем, что актуальнее всего в настоящий момент, с тем, что болит в данный момент сильнее всего. Прорабатывая одну дихотомию, мы неизбежно будем выходить на следующую – как слой за слоем в многослойном торте. Длительность проработки дихотомий в каждом отдельном случае может быть совершенно разной, порой поиск противоположного полюса занимает несколько недель! Но одно можно сказать совершенно точно: этот процесс неизбежно затянется, если вы не будете хорошо питаться и высыпаться. Этот вопрос решается дисциплиной!

В рамках второй части тренинга участникам было предложено рассесться кружком и поочередно по желанию рассказывать о своей насущной проблеме, тренируясь обращаясь за готовым стереотипом ее решения к тому из присутствующих, кто готов его предоставить. Состав участников тренинга был достаточно небольшим, чтобы это упражнение вписывалось в ограниченные временные рамки, и вместе с тем широко представленным с точки зрения типов (черные и белые логики, черные и белый этик), что позволяло получить качественный стереотип по любой из 8 соционических функций.

Важное замечание по выдаче стереотипа – человека ни в коем случае не следует учить, это должно быть короткое и емкое предложение. Человек просто выдает рецепт решения проблемы, которым он успешно пользуется в своей жизни. Почему не надо учить? Потому что, к сожалению, учиться мы способны только по своим 1-2 функциям, по остальным может происходить только натаскивание. Отсутствие иллюзий на этот счет поможет избежать излишней самоуверенности, особенно в отношении своих 3-4 функций, чреватой болезненным разочарованием.

Оговоримся, что только дуал может показать вам естественную для вас безопасную границу для ваших слабых функций, при взаимодействии с людьми других типов эти границы неизбежно будут нарушаться, но это лучше, чем совсем ничего.

Обсуждение участниками своих проблем вскрыло тот факт, что наши проблемы только выплывают по 5-6 функциям, а на самом деле их источник – это 7-8 функции, с которыми мы не контактируем. Например, проблема Робеспьера не в том, что он мало работает, а в том, что он слишком мало осознает из того, что он делает.

Для сохранения контакта с 7-8 функциями в наименее напрягающей форме наиболее эффективен режим «обсмеивания». Этому следует учиться!

Дальнейшее общение на свободные темы вылилось в интереснейшие дискуссии о духовности.

Что доказывает правильность приоритета духовного роста над материальными целями? То, что наработка личных качеств помогает в итоге выживанию в материальном мире! И соционика именно для тех, кто выбирает личностный рост! Любые личные качества можно привязать к соответствующей соционической функции, например:

ЧС – собранность, воля

БЭ – сочувственность

ЧЛ – аккуратность

ЧИ – честность

БИ – предусмотрительность

ЧЭ – эмоциональность

БЛ – логичность

БС – чувствительность

Мир, в который мы попадаем, ни на что не влияет: меняются только декорации, но суть сохраняется – личностный рост.

Духовской Тимофей

набор и редактирование текста — Mildred