Знаки функций в соционике

Автор Андрей Лустач, опубликовано . Раздел: Теория соционики



При тщательных исследовании типных проявлений социониками было обнаружено еще одно свойство психических функций. Выяснилось, что проявления одной и той же психической функции у разных типов немного отличаются. Это отличие было названо знаком функции.

Знак функции — это дополнительная ее направленность внутрь аспекта (минус) или наружу (плюс).

Плюс и минус функции отличаются точкой зрения человека на данный аспект. Плюс заключаются в рассмотрении аспекта в большей степени «снаружи», он дает функции дополнительную широту обзора, общий взгляд на аспект при одновременной потере глубины и детальности восприятия. Минус придает функции глубину, детализацию и качество восприятия аспекта с одновременной потерей широты обзора. Каждая из функций имеет таким образом кроме вертности (черные-белые) и нальности (иррациональные-рациональные), еще одно свойство – дополнительную, как бы вторичную вертность или знак. Плюс придает дополнительную экстравертность, минус интровертность. Поскольку такое разделение было сделано на основе наблюдений, подробного теоретического обоснования ему пока нет. Можно предполагать, что знаки функций это проявление все того же принципа разделения, который создает и типы, но на микро-уровне.

Знаки функций

Если рассмотреть пары функций в горизонтальных блоках модели А, то в каждой паре одна функция с плюсом, другая с минусом. Это обеспечивает гармонию восприятия и многое объясняет в механизме работы горизонтальных блоков, и в частности в связи функций друг с другом. Такая связь обеспечивает равновесие – одна функция в блоке всегда обеспечивает «общий» обзор, другая вид «изнутри». Другая особенность в том, что у одноименных функций знак всегда один.

Бальзак, знаки функций

Для понимания поведения с точки зрения психотипа важно знать, какой знак имеет 1-я функция типа, потому что она определяет программу действий человека. Знак 1-й функции дает субъективную (изнутри, минус) или объективную (снаружи, плюс) ориентацию в окружающем мире. Люди со знаком «+» 1-й функции склоны смотреть на мир как бы «со стороны», как на объективно происходящее. Они склонны рассматривать даже свои собственные реакции и поступки в общем контексте. Люди со знаком «-» 1-й функции склоны смотреть на происходящее «из себя», для них важно воздействие на конкретного человека. Плюс-первая функция дает взгляд на событие снаружи, как на объективный процесс, минус-первая функция дает взгляд изнутри, с точки зрения самого человека. Соответственно «плюсовщиков» следует причислить к объективно смотрящим на мир, «минусовщиков» к субъективно. Так мы получаем две группы типов, классифицируемые по знаку первой функции. Не следует путать с логиками и этиками, знаки функций вторичная дихотомия, логики-этики — типообразующая.

16 типов, знаки функций

Подробнее знаки функций рассматриваются в рамках изучения тем «аспекты-функции» и «структура психики».

Создатели и пользователи

Разные точки зрения на аспект влекут за собой отличия в действия с этим аспектом. В зависимости от знака 1-й функции человек склонен направлять воздействие вширь аспекта или вглубь.

Знаки функций в поведении

Знаки функций в работе

Таким образом имеется две группы типов, те у которых 1-я функция с плюсом и те у кого с минусом. Анализ поведения с точки зрения знаков функций показывает, что люди с плюсом 1-й функции нацелены на создание из отдельных элементов своего аспекта единой системы и ее расширение, им не интересна неизменная система, они все время стремятся ее изменять. Людям с минусом 1-й функции изменение аспекта в общем не интересно, они с большим удовольствием используют однажды созданную систему в готовом виде для собственных нужд. Поэтому эти группы логично было бы назвать как тех кто создает и расширяет свой аспект, и тех кто его использует. Создатели (плюс 1-я функция) и пользователи (минус 1-я функция)

Пример: одному человеку нравится собирать и разбирать компьютеры, а также совершенствовать их, но мало интересно ими пользоваться. А другому интересно пользоваться, а совершенствовать не интересно. С большой вероятностью первый будет из «создателей», а второй из «пользователей». Поскольку пример о компьютерах, то скажем первый может быть Доном второй Джеком. Или Бальзаком и Робом соответственно.

Пример: Штирлицам обычно интересно производство продукта (создание сборочной линии, постоянное совершенствование качества и т.д.), а к продажам у них слабая тяга. Джекам интересна продажа готового продукта больше, чем его создание и качество.

Знаки функций важны для профориентации, когда речь идет о выборе человеком специальности на долгий период, при учебе в ВУЗе. Они также важны, как и типная ориентация, потому что позволяют достаточно четко классифицировать все профессии по простому признаку «создание-пользование» и выбрать свое направление. Разумеется, речь при такой профориентации можно вести только об идеальном случае, когда человек выбирает не способ заработать на хлеб насущный (тут соционика не помощница), а о профессиональной самореализации человека и планировании карьеры.

В области управления персоналом в зависимости от этапа развития фирмы (проекта, продукта, рынка, отдела и т.д.) требуются типы с разными знаками 1-й функции. На этапах становления нужны «создатели», на этапах стабильности «пользователи». Трудности возникают, когда на каком-то этапе в фирме недостает соответствующих этому этапу типов или существует избыток противоположных. Например, «создатели» на этапе продвижения созревшего товара «портят» его, все время переделывая. А «пользователи» на этапе создания наоборот, стремятся как можно быстрее продать еще сырой продукт низкого качества. Яркий пример Билл Гейтс — Джек («-» ЧЛ), продвигающий недоделанную в основе своей систему Виндовс.

Часто успех фирмы во многом зависит от того, насколько тип генерального директора соответствует зрелости продукта, который продает его фирма. Если продукт нужно еще совершенствовать, то нужен генеральный «создатель» по типу, а если продукт уже созрел, то «пользователь». Идеальная картина, когда фирма в самом начале набирает создателей или пользователей в соответствии со степенью зрелости своего продукта, а потом по мере развития рынка и продукта фирмы, постепенно заменяет создателей на пользователей и постоянно поддерживает пропорцию тех и других в соответствии с текущей ситуацией.

Духовской Тимофей

Популярность: 5% [?]

Related posts:

Метки: , ,