Гуленко В. В. «Квадры и их социально-психологические особенности»

Автор Тимофей Духовской, опубликовано . Раздел: Социон, Соционика

Находясь в постоянном общении, мы порой даже не замечаем, что сближение с приемлемыми для нас людьми и разрыв со ставшими нам неприятными происходит всегда, по сути, по одному и тому же сценарию.

Вначале происходит восприятие человека, на основании которого возникает общее впечатление о нем. Эта фаза развития отношений обычно называется стимульной, так как для того, чтобы контакт состоялся и закрепился, нужен определённый стимул. Иными словами, человек, с которым вы решили вступить в контакт — если у вас при этом имелся выбор — должен чем-то привлечь ваше внимание. Внимание он может привлечь, конечно, как чем-то отрицательным, так и положительным. В первом случае желание контактировать, естественно, не возникает. Во втором же случае вы воспринимаете какую-то общность или созвучие с человеком — либо по сходству, либо по контрасту. При этом затрагивается вся ваша психика — и сознательный разум, и душа, реагирующая на внутреннее созвучие.

Содержанием второго этапа динамики отношений является обсуждение какого-то круга проблем. На этом этапе выясняются ценности человека, т. е. какими критериями он ориентируется, перерабатывая воспринятую информацию. Сближение будет происходить успешно, если вы с ним рассматриваете проблемы приблизительно под одним и тем же углом зрения. Ценностная фаза в развитии отношений является, по-видимому, наиболее творческой, так как именно в её рамках согласуются различные точки зрения и вырабатывается способ совместного, с учётом мнения партнёра принятия решений.

Следующая стадия сближения людей является ролевой. Она в какой-то мере зависит от согласования позиций по поводу ценностей, но к этой фазе отношения могут подойти порой и без достижения согласия в сфере ценностей. Особенно часто это встречается во взаимоотношениях между лицами противоположного пола. Красивая женщина может быть привлекательной для мужчины и вызывать желание более тесных контактов даже, если их жизненные ценности не совпадают.

На ролевой стадии центр тяжести взаимоотношений переносится с восприятия человека на далекой дистанции на восприятие человека вблизи. Каждый из нас имеет собственные привычки и индивидуальный стиль жизни, который он вырабатывал всю предшествующую жизнь и который ему нелегко изменить. Если партнёр ведёт себя не так, как вам хочется, т. е. не выполняет ту роль, которую вы ему отводите, то совместимость между вами становится проблематичной.

Либо вы прекратите сближение, либо кто-то из вас возьмет на себя другую роль — больше соответствующую представлениям партнёра. Без уступки одного из партнёров эта стадия развития отношений не состоится. Конечно, не исключен и вариант взаимного приспособления друг к другу. Вопрос заключается в том, кому сколько уступать. Наиболее естественным образом этот вопрос решается в дуальных парах. Очень большое влияние на этом этапе оказывает внешняя социальная среда, начиная с мнения близких о новом знакомом и заканчивая существующими в обществе представлениями.

Четвертая фаза развития отношений — это закрепление, запоминание выработанных и взаимно удовлетворяющих ролей на длительное время. Как бы формирование собственных неписанных норм и традиций. Эта стадия носит консервативный характер. Все приобретенные знания как бы консервируются, переводятся в разряд само собой разумеющегося, выполняемого в силу привычки, почти бессознательно. Если партнёры приспособились друг к другу, выработали взаимно приемлемые традиции, которым следуют без раздумий, это означает, что отношения установились и с этой поры их динамика вошла в естественную цикличность: «весна-лето-осень-зима» в природе или «детство-молодость-зрелость-старость» у человека. Цикличность установившихся интертипных отношений мы будем в дальнейшем характеризовать понятием психологический «возраст». Эти четыре фазы, отражающие начальную динамику интертипных отношений, позволяют естественным образом сгруппировать шестнадцать социотипов в малые группы — квадры, состоящие из четырёх социотипов каждая (лат.quadro значит четыре). Квадра возникает вследствие естественности и простоты прохождения каждым социотипом, входящим в её состав, всех четырёх этапов развития отношений. Основа квадральной группировки — общность содержания каждой динамической фазы. Таким образом, КВАДРА — это группа совместимых социотипов, объединенных на первом этапе взаимодействия сходными особенностями восприятия друг друга, на втором этапе — общими жизненными ценностями, на третьем этапе — общей социальной ролью и на четвертом этапе — исходной точкой развития (психологическим возрастом).

Рассмотрим все квадры. В первую квадру, или квадру «альфа», входят следующие социотипы: ИЛЭ (ДОН КИХОТ), СЭИ (ДЮМА), ЭСЭ (ГЮГО) и ЛИИ (РОБЕСПЬЕР). Объединяющая их стихия — воздух. Их восприятие внешнего мира отличается особой легкостью, открытостью, подвижностью. Они всегда направлены во все стороны, живут ожиданием новой интересной информации, откуда бы она ни исходила. Это очень увлекающиеся люди, предпочитающие обстановку неформального общения. Они демократичны по своей натуре, отрицают любую жесткость или зарегулированность. Эти социотипы почти совершенно оторваны от твёрдой почвы, без труда переносятся в любые отрасли человеческой деятельности. Узкая специализация — не для них. Находясь в непрерывном поиске, они могут стать центром нарождающегося вихря — источником будущей грозы. Но сами они грозу не несут. Самый «грозный» из них по виду — РОБЕСПЬЕР — в реальной жизни мягкий и уступчивый человек, который лишь в своих мечтаниях разрабатывает проекты справедливого государства.

Социотипы первой квадры при обсуждении возникающих проблем опираются на общие для них ценности. Во-первых, это —  Е, т. е. минимизация отрицательных эмоций. Недопущение ссор и скандалов, эмоциональной нестабильности вообще оказывается для этой квадры важнее, чем получение положительных эмоциональных всплесков. Во-вторых, это +S, т. е. положительные ощущения, комфорт. В атмосфере напряжения, строгости они не могут эффективно реализовать себя. Их стиль деятельности характеризуется именно расслаблением, свободой, наличием удобств. Отношения с внешней средой, где разворачивается их деятельность, должны быть дружественными, приятными. Их компания всегда уютная, раскованная, домашняя. Она никогда не бывает грубой, эксцентричной.

Третья их ценность — это +I — перспективные идеи. Поэтому в «воздушной» квадре всегда ведутся разговоры о будущем, неизведанном, возможном. Эти социотипы могут показаться со стороны неисправимыми мечтателями. И это так и есть: они стремятся заглянуть дальше всех -за горизонт, выдвигают и с удовольствием обсуждают «безумные» теории. Некоторым из этих теорий, впрочем, уготована долгая жизнь. Настолько долгая, что они всегда переживают своих создателей.

Четвертая ценность этой квадры — глобальная структурная логика -L. Инструмент, которым они постоянно пользуются в познании мира, — это системный анализ. Их интересуют в первую очередь универсальные законы, которые правят миром. Причем все традиции, условности, ограничения при этом отбрасываются. Сравнению, анализу и аналогиям подвергается буквально все. Главная цель, которую они преследуют, — это всеобъемлющая, захватывающая дух своей обширностью и стройностью единая картина мира. Идея целостности, разумности и справедливости всего сущего пронизывает их мировосприятие насквозь.

Первая квадра имеет и соответствующую её ценностям социальную миссию. Ее предназначение — создание и распространение новых концепций общественного развития. Кратко эту роль можно было бы назвать просветительством. Там, где группируются социотипы этой квадры, всегда зарождаются и начинают распространяться новые общественные, научные и политические течения, способные в будущем круто изменить исторический процесс.

Психологический «возраст», в котором живут представители первой квадры, — детство. Все они чувствуют себя, а нередко и ведут как настоящие дети — искренне, непосредственно, с большим любопытством. Они способны всему удивляться. Их скепсис минимален. Эти «детские» традиции останутся с ними до самой старости. Их неугомонная тяга к новым перспективам и непредвзятый, незамутненный взгляд на мир позволяют сравнить эту фазу развития с первым сезоном годового цикла — весной. Именно весной пробуждается и заявляет о себе новая жизненная энергия. Весна — время надежд и смелых планов, которые сбудутся совсем не так, как задумывались.

Эстафету первой подхватывает вторая квадра, или квадра «бета». В неё входят такие социотипы: ЭИЭ (ГАМЛЕТ), ЛСИ (ГОРЬКИЙ), СЛЭ (ЖУКОВ) и ИЭИ (ЕСЕНИН). Стихия, управляющая их восприятием, — огонь. Эта стихия придает перечисленным социотипам следующие качества: деятельную натуру, страстность, целенаправленность и силу. Они буквально кипят страстями, ищут и находят себе поле деятельности, где могут применить свою энергию и почувствовать так необходимый им дух борьбы.

Основные ценности второй квадры такие. Во-первых, их объединяет стремление максимизировать положительные эмоции +Е. Они способны радоваться малому. На фоне бурных драматических эмоций, которые всегда сопутствуют их квадре, даже небольшая заслуживающая положительного отклика деталь рассматривается как повод для радости и поднятия настроения.

Во-вторых, социотипы «огня» признают в качестве важнейшей ценности минимизацию слабости —  F, т. е. стойкость в борьбе с лишениями и противостоящим противником. Это квадра, где сила воли — непременное условие эффективной деятельности. Стойкость, решительность, выносливость и несгибаемость всегда будут иметь у них высший авторитет.

В-третьих, вторую квадру объединяет страстное желание избежать опасности —  Т. Они настроены на то, чтобы не допустить ошибок, уже однажды совершенных. В их среде весьма ценится опытность, бывалость, искушенность. Они уверенно себя чувствуют в экстремальных ситуациях. И четвертая их ценность — это организаторская логика +L, опирающаяся на развитое чувство долга, гражданственность, верность избранному делу. Поэтому это самая дисциплинированная и организованная квадра, умеющая быстро собрать все силы в кулак в случае грозящей опасности или возникновения экстремальной ситуации.

Из ценностей квадры вытекает и её социальная роль — внедрение новых порядков и организационных структур в условиях сопротивления окружающей среды. Социотипы этой квадры выступают в истории создателями государств и империй, активными политическими деятелями, упорно сражающимися за власть. Достаточно вспомнить Александра Македонского или Петра I. Их целеустремлённой энергии трудно противостоять. Преодоление препятствий волевыми методами — вот их миссия. Причем они предпочитают не оборонятся, а наступать. Они же вдохновенно воспевают жертвы и потери, неизбежные в борьбе.

Психологический возраст «огненных» социотипов — молодость. Наибольшей силой человек обладает именно в молодом возрасте, когда он смел, активен и нетерпелив. Он жаждет деятельности и самоутверждения. Ему нужно крупное дело, в котором он мог реализовать свою энергию. Он вынашивает в сердце честолюбивые мечты о блистательной карьере, крупных завоеваниях, славе и почестях. Это полностью отвечает мироощущению второй квадры. Ее представители и выглядят внешне молодыми и крепкими, бодрыми и красивыми, хорошо владеющими своим телом. В годовом физическом цикле им соответствует самая солнечная, энергетически насыщенная фаза — лето. Летнее время — пора свершений. Мечты и иллюзорные планы весенней поры позади. Наступил момент конкретных действий.

Как бы ни привлекало лето, ход времени неумолим. На смену энергичной второй квадре приходит третья, или квадра «гамма». Ее состав такой: СЭЭ (ЦЕЗАРЬ), ИЛИ (БАЛЬЗАК), ЛИЭ (ЛОНДОН), ЭСИ (ДРАЙЗЕР). Стихия, больше всего описывающая их особенности восприятия, — вода. Вода является очищающим началом. Она смывает своим потоком всю грязь, которая накопилась на втором этапе. Одновременно происходит размывание фундамента, на котором возвышается прочное здание второй квадры. Вода растекается по поверхности, заполняя собой углубления и трещины. Так же и характер третьей квадры отличается непостоянством, скрытыми рифами, внутренним бурлением, подспудным волнением, невидимыми сверху течениями.

Третья квадра исповедует свои особые ценности. Во-первых, к ним относится -R. Этот аспект означает критику зла, стремление уйти от плохих людей и отрицательных отношений, оградить себя от врагов и противников. Они хотят минимизировать негативные переживания, потому что все вытесненные проблемы, как известно из психоанализа, придется так или иначе эмоционально отреагировать, расплачиваясь за очищение подсознания физически.

Во-вторых, их интуитивная ценность +Т (интуиция будущего). Сдерживая свое внутреннее бурление и вспыльчивость, эти социотипы предпочитают постепенное продвижение в будущее, хотя и резко отказываются от устаревших представлений, критикуя прошлые ошибки и заблуждения. Приближая шаг за шагом ближайшее, реальное будущее, они в целом верят в линейность развития, т. е., по их глубинным представлениям, нужно лишь убрать мешающие препятствия — пережитки прошлого — и сразу же впереди откроются неограниченные возможности роста. Эта квадра не боится хаоса и потрясений: они умеют делать дело в условиях стихийности, риска, неразберихи.

Их следующая коренная ценность —  -Р, т. е. деловая логика риска и предпринимательства. Для них характерен приоритет отказа от бесполезного, мелкого, привычного. Этот аспект стоит выше, чем накопление и рациональное потребление. Социотипы третьей квадры могут успешно действовать в условиях экономического дефицита, когда нужно выкручиваться, опираясь на использование того, что на первый взгляд бесполезно, но зато имеется в избытке.

И, наконец, сенсорная ценность этой квадры — +F — стойкость и противодействие. Данное качество свидетельствует том, что социотипы квадры хорошо умеют отстаивать себя и свои позиции. Им бывает нелегко придти к власти, так как приходится противостоять волевой квадре «бета», но захватив власть, они успешно её удерживают вопреки всем попыткам реставрации. Защищенность, способность дать отпор, не выпустить из рук достигнутое — тот принцип, который они уважают. Из названных ценностей естественным образом вырисовывается социальная миссия третьей квадры — очищение, которое следует понимать и в прямом, и в переносном смысле слова. Они восстанавливают поруганные или подвергнувшиеся искажениям принципы, делая все, чтобы убрать барьеры и препятствующие быстрому продвижению вперед ограничения. Третья квадра может быть названа квадрой критики и реформ. В отличие от «огненной» квадры, которая ориентирована прежде всего политически, «водная» квадра ориентирована социально.

Третья квадра старше второй и по психологическому возрасту. Ее период — середина жизни, зрелость. Не секрет, что именно по достижении середины отведенного ему времени существования, человек глубоко задумывается над тем, как он жил раньше и, отказавшись от прежних стереотипов, способен круто изменить ход своей судьбы. Осмысление пройденного пути с высоты прожитых лет, оценка накопленного опыта, сбор «урожая» соответствует по своей сути осени — той поре в годовом цикле, когда каждому человеку видно, как он поработал в течение весны и лета и чего он объективно стоит. Осень -время подведения итогов и вынесения оценок.

После критической работы третьей квадры расчищается почва для выхода на арену последней в цикле — четвертой квадры, или квадры «дельта». Ее восприятие мира жестко и реалистично. Оно больше всего соответствует стихии земля. В эту квадру входят социотипы ЛСЭ (ХОЛМС), ЭИИ (ДОСТОЕВСКИЙ), ИЭЭ (ГЕКСЛИ) и СЛИ (ГАБЕН). Земля — наиболее консервативная, но в то же время и самая плодородная стихия. Такова в целом и атмосфера квадры, в которой объединены реалисты, превыше всего ценящие стабильность существования и незыблемость оправдавших себя традиций. Среди них разве что ГЕКСЛИ способен увлекаться необычным, да и тот ориентирован в основном на оборотную сторону привычных вещей в поисках сенсации.

Социотипам этой квадры присущи следующие ценности. Во-первых, +R -хорошие, теплые отношения. Психологический фактор играет у них важнейшую роль. Без этических ценностей позитивного характера, таких как признание религии, индивидуальности и неповторимости каждого, невмешательство во внутренний мир человека, конкретный гуманизм и др., стабильность, которую они всячески поддерживают, вряд ли возможна. Вторая ценность — -S — наличие хороших условий для работы, отсутствие дискомфорта, нежелание менять заведенный порядок существования, исключение вредного влияния внешней среды, — одним словом, минимизация отрицательных ощущений. В этой квадре не могут работать аврально, высоко ценится удобство рабочего места, слаженность коллектива. Важнейшее место отводится экологии и чистым продуктам.

В-третьих, четвертая квадра ориентирована на аспект +Р, под которым подразумевается логика потребления и рационального использования ресурсов. Это наиболее рачительная квадра, умеющая рационально потреблять, предпочитающая качественные и добротные товары. Для социотипов этой квадры несвойственен риск, аврал, экономический хаос, махинации. Общество качественного потребления может быть только стабильным.

И четвертая ценность квадры — аспект -I, означающий альтернативу, необычность, сенсационность. Несмотря на всю свою заземленность, социотипы этой квадры уважают необычных, талантливых людей, предлагающих альтернативу. Во всяком случае, не чинятся препятствия распространению новой информации, какой бы авангардистской она ни была. Поэтому в обществе, находящемся на стадии четвертой квадры, периодически разражаются какие-то сенсации, происходят вспышки интереса к оригинальным людям и тому, что они проповедуют, выдвигаются альтернативные идеи развития.

Социальная миссия квадры «дельта», таким образом, заключается в том, чтобы обеспечить стабильное развитие и разумно использовать накопленные ресурсы, готовя тем самым почву для слабых ростков нового. Главное качество обществ этого типа, а к ним относится большинство развитых стран Запада, — это стабильное потребление материальных и духовных продуктов. Только в условиях стабильности происходит развитие и распространение новых, ещё очень хрупких и незащищённых инициатив, начинаний, движений. В истории России к таким стабильным периодам следует отнести, например, время царствования Екатерины II, на годы которого приходится «золотой век» российского дворянства. Или же промышленный подъём в России начала ХХ века перед первой мировой войной. Психологический возраст этой квадры — старость. На её долю выпадает угасание, замирание, успокоение. Мудрость и опыт, сопутствующие последнему периоду жизни человека, лежит в основе уважения к традициям и значительной доли консерватизма, так характерными для социотипов, входящих в эту квадру. Их время года — зима, которую они встречают не с пустыми руками. Стабильность при всех её положительных качествах означает постепенную остановку жизни. Совершенно стабильные системы существовать долго не могут — по закону энтропии они распадаются, деградируют. Но жизнь продлевается, так как именно в этот период заканчивается поиск альтернативных путей — окончательно формируются и распространяются новые веяния, предлагающие новые траектории социального развития, отрицающие традиционность. Одно из таких веяний, а именно то, в котором больше всего нуждается дряхлеющее общество для нового возрождения, начинает бурно расти. Начинается новое триумфальное шествие — после зимы наступает новая весна. В недрах четвертой квадры неизбежно разворачивается и приступает к активным действиям первая. Весь цикл развития повторяется снова. Вот так работает сложный механизм человечества, который мы именуем законом социального прогресса. И квадры — социально-психологические единицы, определяющие хронологию этого процесса.

1995г.