Аугустинавичюте А. «Модель информационного метаболизма»

Автор Тимофей Духовской, опубликовано . Раздел: Аспектоника, Соционика

Научно-техническая революция объединяет две тенденции: строительство качественно новых производственных предприятий и качественно новый подход к использованию рабочих ресурсов. В этой ситуации новое значение приобретает проблема психологических типологий.

Вниманию читателей предлагаю типологию, которую создал Карл Густав Юнг и которую я немного усовершенствовала, используя теорию информационного метаболизма А. Кемпинского. Она дает возможность смотреть на каждого индивида как на носителя определенной социальной функции, которая обусловливается типом его личности или интеллекта. Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает. Этим обусловливается способность проявлять внимание к одной или другой стороне внешней жизни: интересы, устремления индивида, направленность его поведения, отношения к другим людям.

Необходимое условие функционирования любого организма — двойная связь с окружающим миром. С одной стороны он включен в процесс энергетического метаболизма, то есть в химический обмен веществ с окружающей средой. С другой стороны, через процесс информационного метаболизма, в сумму электромагнетических явлений. По А. Кемпинскому, внешние информационные сигналы, которые принимает психика, уподобляются пище, которую для процесса энергетического метаболизма получает организм, то есть равно как пища необходима для ЭМ организма, так информационные сигналы для ИМ психики.

Прием и передача сигналов обусловливаются образованием энергетических импульсов в системе, которая эти сигналы принимает. То есть процесс информационного метаболизма в организме начинается образованием мелких энергетических зарядов. Для того, чтобы мозг функционировал как аппарат информационного метаболизма, он должен постоянно обеспечиваться сигналами, получаемыми как извне, так и из самого организма. Если поток этих сигналов или информации на некоторое время прекращается, начинается дезинтеграция психики.

Каждая система, по теории информации, принимает только адекватную себе информацию. То есть принимает только те сигналы, какие и сама может выдавать. Часть сигналов воспринимается более осознанно. Но и выдаются эти же сигналы тоже более осознанно. Например, человек, который не замечает, каким тоном он говорит, не обращает внимания и на тон других людей.

Получаемые извне сигналы приходится группировать и систематизировать. В первую группу попадают все динамические процессы, все движущиеся. Каждым сознательным и неосознанным движением человек сообщает другим не только о том, что он в настоящее время делает, но в какой-то мере и что будет делать несколько позднее. Другая часть сигналов — сигналы об эмоциональных состояниях и настроениях людей. Эти две группы сигналов — сигналы о динамике: внешней и внутренней.

Информация о статических явлениях тоже имеет два аспекта. Каждый организм прежде всего — объект, который старается избежать столкновения с другими ему опасными объектами. Потому приходится принимать и давать информацию о своих внешних качествах. Одновременно он чувствует необходимость разбираться в собственной структуре и структурах других объектов, а тем самым понимать потенциальные возможности — свои и чужие. Эти сигналы тоже передаются, например, цветом лица, его подвижностью.

Итак, можно сказать, что у человека, как и у каждого живого существа, есть четыре функции, или четыре способности приспособления к внешнему миру. Это как бы четыре группы возможностей человека, которые в дальнейшем будем называть экстравертными и обозначать следующими символами: socionic_blsocionic_besocionic_bssocionic_bi. Способность собирать информацию о внешних процессах условно будем называть логикой — socionic_bl, способность собирать информацию о внутренних процессах, которые происходят во внутреннем мире человека — этикой — socionic_be, способность иметь точную информацию о форме и внешности окружающих объектов — сенсорикой -socionic_bs , и способность разбираться в структуре и потенциальных способностях — интуицией — socionic_bi.

Любой вид информации обрабатывается одним из двух способов: информация об объектах  socionic_bs и их структуре  socionic_bi усваивается на фоне расстояния между ними -  socionic_wl (белая логика) и на фоне их взаимного притяжения друг к другу -  socionic_we (белая этика). Информация о процессах осмысливается на фоне времени -  socionic_wi (белая интуиция) и на фоне самочувствия -  socionic_ws (белая сенсорика). Итак, есть четыре пространственные способности или умения психики: восприятие расстояний socionic_wl, восприятие притяжения-отталкиванияsocionic_we , восприятие времени  socionic_wi и восприятие самочувствия в пространстве socionic_ws.

Можно составить такую таблицу:

Эти способности присущи всему живому. Человек выделяется тем, что имеет не один, а шестнадцать типов личности. Поэтому в психике индивидов с разными типами личности особое место имеют только некоторые из этих элементов восприятия. Два из них доминируют, создавая так называемое ЭГО. Это подтверждается, когда мы, изучая людей, видим, как неодинаково они мыслят, сколько разных вариантов самого способа мышления существует при решении одной и той же задачи.

Если рассматривать вопрос в теоретически абстрактном плане, то в мозге при его функционировании происходит перемещение энергетических зарядов. Образуются два кольца информационного метаболизма (ИМ), рисунки представляем в конце статьи.

Одно из этих колец — статическое — воспринимает и обрабатывает информацию о форме объектов, их структуре, притяжении к другим объектам и расстоянии между ними. При этом информация принимается и об объектах внешнего мира, и о себе как объекте. Это — отправная точка для аналитического мышления.
Второе кольцо принимает динамическую информацию, то есть информацию о внутреннем движении в объекте (в том числе, об эмоциях) и изменении места в пространстве. На фоне, как уже говорилось, самочувствия и в контексте времени. Это — исходная точка для синтетического мышления.

Одно из этих колец (на рисунке — верхнее) более активное, другое — более пассивное. Поэтому мышление одних типов ИМ, преимущественно, аналитическое, других — синтетическое. Интересно, что люди с аналитико-статическим мышлением всегда знают, какой цели они добиваются, а с синтетико-динамическим мышлением разборчивы с средствах к достижению цели.

Один элемент активного и один элемент пассивного кольца выполняет роль первого в ряду ИМ. Когда в активном, верхнем кольце эта роль принадлежит белому полутакту — формируется интровертная психика, склонная к некоторому растождествлению с внешним миром. Когда эта роль принадлежит черному полутакту — имеем экстравертную психику человека, явно обращенную к внешнему, а не к внутреннему миру. Первыми в обоих кольцах всегда бывают парные элементы, например,  socionic_bs и socionic_ws, или  socionic_bl и  socionic_wl и т.п.

В связи с тем, что энергетический импульс может иметь одно из двух направлений, а активным кольцом бывают оба кольца, становится понятным, почему типов личности шестнадцать: 4 x 2 x 2 = 16.

Активное кольцо ИМ принимает информацию непосредственно из природы и прочего окружения. В том числе — социального. Здесь очень много самостоятельности. Если человек по ним получает приказы и указания, то проверяет их соответствие реальной жизненной ситуации. В этом кольце и блок ЭГО. Что касается ЭГО-блока, следует сказать, что индивид на основании обрабатываемой им информации склонен лишь руководить, но не подчиняться.

Активность пассивного кольца в социуме ограничивается как бы вспомогательной ролью. Информация в основном про себя и свою активность. Если в активном кольце есть блок ЭГО и СУПЕРЭГО, то есть — социальная личность и совесть индивида, то в пассивном кольце СУПЕР ИД — антисовесть — обвинения человека по отношению к окружающим за его недостаточно хорошее самочувствие. И ИД — блок не очень осознанной или недостаточно осознаваемой индивидуальной активности. Это кольцо имеет склонность прислушиваться к любой директивной информации. Если не хватает внешней активности (активации), образуется склонность к недостаточной физической активности. Это вызывает психосоматические нарушения.

Итак, интегральный интеллект образован из людей с шестнадцатью типами мышления. Это шестнадцать разных и одновременно равноценных частей социального интеллекта общества. Можно сказать, что единица интегрального человеческого разума — это только вместе взятые шестнадцать типов личности.

Функция индивида в обществе определяется типом и объемом интеллекта.

Можно говорить о социальной функции роли каждого типа личности. Прежде всего о том, что одни типы исполняют роль теоретиков, другие — деловых людей, третьи настроены поэтически, по-настоящему склонны лишь к поэзии, четвертые склонны к силовому образу жизни. У одних типов мышление абстрактное, у других — конкретное.

Каждому необходимо чувствовать, что в свое окружение он вносит вклад, соответствующий уровню его интеллекта и типа личности. По-моему, человек легче переносит недореализацию своего интеллекта, чем недореализацию типа личности.

Примечание при переводе: Теперь известно, например, что руководящая работа ухудшает психосоматическое состояние у интроверта и улучшает у экстраверта. Интроверт склонен к работе, где может проявить свои личные умения и достоинства, а не талант руководителя. Талант руководителя склонны проявлять с большим или меньшим успехом все экстравертные типы личности. Для руководства научно-исследовательскими институтами лучше всего подходят оба интуитивно-логические экстратима. Промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, особенно крупными, а также разными хозяйственными звеньями в государстве, как и в правительстве, могут руководить оба сенсорно-логические экстратима. Для руководства социально-культурными учреждениями, вплоть до Красного Креста и общества «Знание», оба этико-сенсорные. Для руководства организациями театрального типа — этико-интуитивные экстратимы.

Ниже даем несколько моделей отдельных типов личности:

Кроме того, есть еще такие типы личности:

Экстратимы:

5 Сенсорно-логический экстратим
6. Логико-сенсорный экстратим
7. Сенсорно-этический экстратим
8. Этико-сенсорный экстратим
9. Интуитивно-этический экстратим
10. Этико-интуитивный экстратим
Интротимы:

11. Сенсорно-логический интротим
12. Логико-сенсорный интротим
13. Интуитивно-логический интротим
14. Логико-интуитивный интротим
15. Интуитивно-этический интротим
16. Этико-интуитивный интротим

Источник: Журнал «Соционика, ментология и психология личности», N1, 1995. Статья напечатана 04.1980 в журнале «Мокслас ир техника» на литовском языке. На русский язык статья с некоторыми сокращениями переведена самим автором в начале 1988 года.

Метки: