Филатова Е. «Соционическая статистика для 299 женщин, мужчин и их детей»

Автор Тимофей Духовской, опубликовано . Раздел: Соционика, Статистика



Действительно,

Для женщин :

79/161=0,4907; 49,7% иррациональных и 8/161=0,5093; 50,93% — рациональных .

Для мужчин :

64/138=0,4638; 46,38% иррациональных и 74/138=0,5362; 53,62% — рациональных

Таблица 6. Критерий экстраверсия – интроверсия.

Экстраверты Интроверты
Ж М Всего Ж М Всего
ЛСЭ 8 11 19 ИЭИ 15 8 23
ЛИЭ 9 12 21 СЭИ 7 11 18
ЭСЭ 9 1 10 ИЛИ 14 19 33
ЭИЭ 16 22 38 СЛИ 5 5 10
ИЭЭ 7 6 13 ЭИИ 6 3 9
СЭЭ 16 2 18 ЭСИ 11 2 13
ИЛЭ 6 9 15 ЛИИ 14 13 27
СЛЭ 9 4 13 ЛСИ 9 10 19
Итого 80 67 147 Итого 81 71 152

Данные по экстраверсии/интроверсии по характеру похожи на данные по рациональности/иррациональности. Так же, как и в предыдущем случае, число экстравертов сравнимо с числом интровертов, а с учетом большего количества женщин (21) можно считать распределение экстраверсии/интроверсии по половому признаку практически одинаковым.

Для женщин :

80/161=0,4969; 49,69% — экстравертны и 81/161=0,5031; 50,31% — интровертны

Для мужчин :

67/138=0,4855; 48,55% экстравертны и 71/138=0,5145; 51,45% — интровертны .

Таблица 7. Критерий логика – этика.

Логики Этики
Ж М Всего Ж М Всего
ЛСЭ 8 11 19 ИЭИ 15 8 23
ЛИЭ 9 12 21 СЭИ 7 11 18
СЛЭ 9 4 13 ЭИИ 6 3 9
ИЛЭ 6 9 15 ЭСИ 11 2 13
ЛСИ 9 10 19 ИЭЭ 7 6 13
ЛИИ 14 13 27 СЭЭ 16 2 18
СЛИ 5 5 10 ЭИЭ 16 22 38
ИЛИ 14 19 33 ЭСЭ 9 1 10
Итого 74 83 157 Итого 87 55 142

Здесь мы уже видим, что относительное количество логиков – мужчин явно больше чем логиков – женщин, в то время как для этиков соотношение обратное. При этом общее соотношение логиков и этиков, примерно, одинаково (157 – 142). Этот результат находится в пределах допустимой погрешности, связанной с ограниченностью выборки в 299 человек, при большей статистике, возможно, эти данные сравнятся или наоборот, разойдутся сильнее, пока ничего более определенного по этому поводу сказать нельзя.

Исходя из того, что полное число женщин в нашем случае 161, а мужчин – 138, найдем процент логиков/этиков среди представителей обоих полов.

Для женщин:

74/161=0,4596, — порядка 46% логиков , остальные, 54% — этики

Для мужчин :

83/138=0,6014, — порядка 60% логиков , остальные, 40% — этики .

Интересным является тот факт, что «вилка» логики-этики у женщин (0,46-0,54) существенно меньше, чем у мужчин (0,40-0,60). Однако здесь следует оговориться, что возможный разброс, равный 8% делает результат «вилки» для женщин мало достоверным, но достаточно уверенным — для мужчин.

Эти данные также заметно отличаются от данных работы (1), где найдено для женщин и мужчин соответственно:

68% женщин – этики, 71% мужчин – логики.

Таблица 8. Критерий сенсорика – интуиция.

Сенсорики Интуиты
Ж М Всего Ж М Всего
ЛСЭ 8 11 19 ЛИЭ 9 12 21
ЭСЭ 9 1 10 ЭИЭ 16 22 38
СЛЭ 9 4 13 ИЛЭ 6 9 15
СЭЭ 16 2 18 ИЭЭ 7 6 13
ЛСИ 9 10 19 ЛИИ 14 13 27
ЭСИ 11 2 13 ЭИИ 6 3 9
СЛИ 5 5 10 ИЛИ 14 19 33
СЭИ 7 11 18 ИЭИ 15 8 23
Итого 74 46 120 Итого 87 92 179

В последней дихотомии наблюдается общий значительный сдвиг в сторону интуитивности (179-120) и это уже никак не может быть отнесено к недостаточной статистике.

Статистика Стьюдента дает число более 0,7 доверительной вероятности как для сенсориков, так и для интуитов.

А половое распределение выглядит в процентном отношении следующим образом:

Для женщин:

74/161= 0,4596; — порядка 46% – сенсорики и 54% — интуиты

Для мужчин:

46/138= 0,3333; — порядка 33%– сенсорики и 6 7% — интуиты ,

— этот результат кажется несколько неожиданным.

Здесь так же, как и в дихотомии «логика-этика», «вилка» различий для женщин (0,46-0,54) лежит в пределах статистической погрешности (8%). Для мужчин же это различие является достаточно уверенным.

Таким образом, наблюдается относительное равенство распределения дихотомий рациональность/иррациональность, а также экстраверсия/интроверсия, в том числе, и по половому признаку. Дихотомии логика/этика и сенсорика/интуиция имеют достаточно выраженную неравномерность, первая из которых касается лишь полового признака, в то время как вторая – относится к обоим полам. Приведенные данные свидетельствуют о том, что Природа заботиться, в основном, о наличие всех полюсов дихотомий — достаточно уверенно в нашем случае просматривается общий сдвиг только в дихотомии сенсорика/интуиция в интуитивную область. А вот распределение психотипов оказывается при этом, крайне неравномерным, (разброс ЭИЭ – 38, а ИЭИ – 9), так что не каждый, даже теоретически, может найти своего дуала!

Часть 2. Исследование психотипов в семьях и их отношений.

Теперь исследуем параметры семей, и прежде всего, проанализируем распределение супружеских пар по интертипным отношениям. Результат приведен ниже:

Таблица 9. Распределение супружеских пар по интертипным отношениям.

Наши данные Букалов, Карпенко, Чикирисова (1), %
Всего полных семей 77 100%
Из них:
Дуальные 12 15,6% 45%
Активация 12 15,6% 8%
Полудуальные 9 11,7%
Зеркальные 8 10,4% 5%
Квазитождество 7 9,1%
Заказ 6 7,8% 10%
Ревизия 5 6,5% 5%
Полная противоположность 4 5,2%
Конфликт 4 5,2%
Деловые 3 3,9%
Суперэго 3 3,9%
Мираж 2 2,6%
Родственные 1 1,3%
Тождество 1 1,3% 6%

Примечание. По нашим сведениям, две из ревизных семей распались вскоре после рождения ребенка

Наши данные довольно сильно расходятся с данными А.В.Букалова и др. (1) в графе дуальность: 45% в (1) против 15,6% у нас. Остальные данные можно считать качественно соответствующими, учитывая малость выборки.

Следующий, как представляется, очень интересный результат состоит в распределении отношений психотипов детей к психотипам их родителям. Ниже приведена таблица отдельно отношений ребенка к матери и к отцу:

Таблица 10. Отношение психотипов детей к психотипам родителей.

Дуал п-Дуал Мираж Зерк П-против Конфликт Ревизия
Матери 36 6 6 5 15 7 11
Отцу 5 6 8 10 3 6 5
Тожд Родств Деловые С-Эго Квазит Активация Заказ
Матери 11 6 6 2 7 7 12
Отцу 31 9 8 3 5 5 3

Сразу обращают на себя внимание два резких отклонения в типе отношений: дуальность детей матерям и тождественность отцам сильно превалирует над всеми иными типами отношений. Действительно, при полном числе детей, равном 142, удалось проследить у 136 — отношение к матери и у 108 – отношение к отцу.

35/136= 0,257, 25,7% — ребенок дуален матери;

31/108= 0,287 28,7% — ребенок тождественен отцу.

Такое сильное отклонение вряд ли можно считать случайным. Доверительные вероятности этих результатов по Стьюденту составляют более 0,7 как в том, так и в другом случаях. Одновременно, тождественность детей матерям и дуальность отцам ничем особенно не выделяется среди прочих типов отношений. (Заметим, что сумма чисел отношений к матерям и отцам не одинакова, поскольку, в некоторых семьях не было возможности установить психотип одного из родителей).

Такое сильное отклонение может быть обусловлено разными причинами, в частности, дети часто стремятся играть роль родителей (мальчики подражают отцам, а девочки – матерям), что увеличивает возможную ошибку в определении психотипа. Но, в нашем случае, имеет место только тождественность отцам и очень слаба – тождественность матерям. Для матерей, напротив, характерно иметь, согласно нашим данным, не тождественного, а дуального ребенка. Далее, из 31 детей, тождественных отцам, оказалось 11 девочек и 20 мальчиков. Можно, конечно, предположить, что какая-то часть мальчиков действительно оказалась в этом списке только по ролевому признаку, поскольку, мальчиков – на 9 больше, чем девочек. Даже если вычесть это число 9 из общего числа 31, то цифра 22 – одинаковое количество детей обоих полов, тождественных отцам, все равно сильно выделяется из общей картины.

Если все же ролевой принцип в этом случае не имел решающего значения, то не исключено также и то, что наследование тождественного психотипа неравномерно по половому признаку – отцам чаще наследуют свой психотип мальчики. Конечно, все это пока можно рассматривать только как предварительную качественную картину, хотелось лишь обратить внимание коллег на этот интересный факт и пригласить их принять участие в подобного рода исследованиях.

Также несколько выделяются отношения полной противоположности детей с их матерями, в то время как по отношению к отцам эта цифра, скорее, занижена. Относительно велика и доля ревизных отношений детей с их матерями. Здесь, однако, мне хотелось бы поделиться некоторым наблюдением: в трех таких семьях, которые я знаю достаточно близко, наблюдается самая нежная дружба, я бы даже сказала, какая-то чрезмерная привязанность между парой родитель-ребенок, которых связывают ревизные отношения. По-видимому, здесь сказывается просто разный уровень развития, когда родитель или особенно бережно относится к ранимой функции ребенка, если он ревизор, или непомерно восхищается своим дитятей в том случае, если он подревизный ребенка.

Принято считать, что рациональность-иррациональность, при условии одинаковости этого признака родителей, передается детям. Оказалось, что это не так: у 25 пар приведенного списка это правило действительно соблюдается. Но у обоих рациональных родителей могут появляться иррациональные дети и наоборот – иррациональные родители производят на свет рационального ребенка — и это наблюдается в 10 случаях приведенного списка семей, то есть, не так уж и редко. Поскольку 25+10=35 – полное число семей тождественных по этому признаку родителей, мы получаем:

25/35=0,71, то есть

в 71% случаев ребенок повторяет рациональность/иррациональность родителей, а в 29% случаев – имеет этот признак, оппозиционный родительским . По поводу других соционических дихотомий этот вопрос даже никогда и не обсуждался, поскольку не сохранение всех остальных признаков достаточно очевидно.

Но вот что, похоже, повторяемо – появление одинаковых психотипов в одной семье на протяжении нескольких поколений. К сожалению, таких данных мало, поскольку трудности определения психотипов возникают уже при исследовании трех поколений по понятным причинам, но все же обратить внимание на это обстоятельство имеет смысл.

Перечислю «родственные» семьи. Везде в начале списка – старшее поколение, ниже – младшее.

•  Семьи под номерами 1-3. Любопытно, что у рациональных родителей, кроме сына ЭИЭ и дочери этого же типа, неожиданно появилась иррациональная дочь ИЭИ (семья 1). Такая же ситуация повторилась и в семье 2, в которой мать ЭИЭ (дочь в 1 семье) родила дочь также ИЭИ.

•  Семьи 20-21. В 21 появился внук СЭИ того же типа, что его дед.

•  Семьи 24-25. Поголовно – ЛСИ, внук того же типа, что и бабушка.

•  Семьи 32-33. Внук СЭЭ того же типа, что и его бабушка.

•  Семьи 52-54. Частая повторяемость ИЛИ, в том числе, в 54 сын ИЛИ повторяет тип своего деда семьи 53 .

•  Семьи 83-85. Здесь дед ЛСЭ — в 1 семье, и у него внучка ЛСЭ – в 3.

•  Семьи 71-74. Дети семьи 72 ЛИИ и ИЭИ в своих семьях (73 и 74) повторили типы ЛИЭ и ИЭИ.

•  Семьи 95-96. Закономерностей не заметно.

•  Семьи 99-100. В семье 100 появился внук ЛИЭ того же типа, что и его дед.

Во всех перечисленных семьях удалось определить психотип 21 внука, из которых 8 – повторяют психотип кого-то из своих предков. Но, здесь удалось проследить только одну вертикальную линию. Однако каждый внук имеет двух бабушек и двух дедушек, следовательно, вероятность повторения психотипов их увеличивается еще вдвое, в результате чего, доверительная вероятность составляет более 0,99.

Таким образом, мы видим, что наиболее часто встречается ситуация, когда психотип внуков повторяет психотип дедов, не в этом ли причина особо нежной привязанности к своим внукам пожилых людей? По крайней мере, даже такая небольшая статистика выявляет такую тенденцию достаточно уверенно.

Еще одно часто встречающееся мнение в соционике касается того, что у дуальных родителей появляются также дуальные им или, соответственно, тождественные дети. Это мнение также не подтвердилось: в дуальных семьях мы находим действительно 10 детей, являющихся дуалами одному и тождественными типами другому родителю, но 5 детей иных типов, не тождественных и не дуальных родительским, то есть, достаточно часто, это предположение не подтверждается.

Перечисленные выше данные, а именно: появление детей, дуальных своим матерям и тождественных отцам типов с вероятностью, большей, чем 25%, а также частое повторение одинаковых психотипов через поколение, говорит, как представляется, о генетическом происхождении психотипов .

Действительно, едва оплодотворенная яйцеклетка уже несет в себе определенную генетическую информацию, которая в дальнейшем при нормальном развитии плода не меняется и сохраняется после рождения ребенка.

Популярность: 0 [?]

Related posts: