Гуленко В. «Соционика»

Автор Тимофей Духовской, опубликовано . Раздел: Западная типология, Соционика, Типологии

Социально-психологическая типология личности и межличностных отношений. Основное внимание сосредотачивает на изучении законов коммуникации в микро- и макросоциуме на основе сопоставления различных функций человеческого интеллекта.

Предтечей соционики является известный швейцарский ученый и врач К. Г. Юнг (1875 — 1961 гг.), впервые в истории наук о человеке создавший убедительную классификацию психологических типов людей («Психологические типы», 1921 г.). Типология Юнга, описывающая восемь принципиально различных устройств человеческой психики по степени дифференцированности базовых психологических функций в экстравертной и интровертной установке, получила дальнейшее развитие в США. В 1962 г. был опубликован тест Майерс-Бриггс МВТI (Myers Briggs Typological Indicator), который до сих пор является каноническим в исследованиях американских специалистов по типологии. Сама типология была усложнена до 16 типов личности на основе учета вспомогательной психологической функции, уравновешивающей доминирующую.

В 70-х годах типология Юнга-Майерс начала распространятся и в нашей стране. Литовский исследователь А. Аугустинавичюте дополнила классификацию типов теорией интертипных отношений, что позволило придать ей законченный характер и распространить на широкий класс социально-психологических явлений. Модернизированная теория получила название соционики. Особенностью развития соционики у нас является ее путь к признанию «снизу», неформальным путем, через изучение ее положений и практических результатов широким кругом интеллектуальной общественности — студенчеством и творческой интеллигенцией.

К основным разделам соционики относятся следующие: дифференциальные (различительные) признаки типов, аспекты информационного метаболизма, дескриптивная (описывающая типы) соционика, теория интертипных отношений, соционическая модель личности, законы развития социума, педагогическая соционика, этносоционика, соционическая диагностика, соционика малых групп.

Соционика имеет ярко выраженный междисциплинарный характер — находится на стыке наук точных и гуманитарных. Точные науки она напоминает своей строгой системностью и широким использованием структурных моделей исследуемых явлений. Но при этом ей присущи и черты, неотъемлемые от наук гуманитарных, так как она в значительной степени формирует мировоззрение человека, а также обладает несомненным воспитательным эффектом.

Является ли соционика отдельной от психологии дисциплиной? Это вопрос того же порядка, что и проблема проведения четкой границы между структурной лингвистикой и языкознанием или между компьютерным программированием и математикой. Подобный спор лишен смысла, так как любая наука находится в процессе развития, и от нее время от времени отпочковываются новые отрасли, которые хотя и привязаны поначалу к родительскому древу, но быстро становятся самостоятельными.

Приведем наиболее значительные отличия соционики от классической психологии. Предмет психологии как науки — это непосредственные процессы и состояния человеческой психики. Предмет же соционики — это социотип, т. е. обобщенная модель мышления и поведения на всех коммуникативных уровнях — интеллектуальном, социальном, психологическом и физическом. Если психологию интересуют в первую очередь прямые свойства межличностной коммуникации, то соционику — свойства модулированной коммуникации, несущей в себе в зашифрованном виде надиндивидуальную информацию — юнговские архетипы, образы коллективного бессознательного.

Преобладающий метод исследований соционики — дедуктивный, т. е. выводящий из общих положений те или иные частные следствия. Все соционики признают типную природу человека, руководствуются одним и тем же набором признаков для ее описания, пользуются единой социомоделью для объяснения наблюдаемых в коммуникативном пространстве явлений. А вот приложения аксиоматики для тех или иных частных областей уже различны по технологии.

Психология же по-преимуществу индуктивна, т. е. фиксирует частные факты психической жизни, а затем пытается обобщить их. В подобном состоянии находилась в середине ХIХ в. доменделеевская химия. Наработав большое количество стандартизированных психотехник и тестовых методик, психологи так и не создали до сих пор свою «таблицу Менделеева» психологических элементов.

Соционика как отрасль знаний гораздо более системна, чем обычная психология. Все ее понятия строго увязаны между собой, среди них нет ничего избыточного или дублирующего. Соционике, таким образом, удается соблюдать древний принцип «бритвы Оккама»: не плодить лишних сущностей. Психология же представляет собой конгломерат разных концепций, иным набором терминов описывающих одни и те же явления. Нельзя не отметить нарастающий со временем разрыв между нуждами прикладной психологии и ограниченными объяснительными возможностями психологии теоретической.

Для соционики характерна повышенная сложность диагностики — идентификации типа (см. статью Соционическая диагностика), так как социотип не является лежащим на поверхности психическим образованием, но и технологическое удобство в последующей работе, поскольку знание социотипа и его варианта (подтипа) сразу же дает огромный объем информации о человеке: сильные и слабые стороны его личности, особенности межличностных отношений, как его лучше обучать и воспитывать, в каких сферах деятельности он эффективен и т. д.

В психологии дело обстоит как раз наоборот. Легко получить, воспользовавшись теми или иными тестовыми методиками, надежные результаты, но их информативная ценность довольно низка, поскольку собранные данные являются текущими, легко изменяемыми параметрами личности, да к тому же еще и узкоспециализированными. Несмотря на хорошую технологичность психометрии использование ее результатов для анализа и прогноза коммуникативных процессов в социуме затруднительно в силу их разрозненности и нестойкого характера.

Психология, декларируя индивидуальный подход к личности, тем не менее «выписывает» всем практически одинаковые рецепты: всех учит быть лидерами, хотя в обществе велика потребность в надежных исполнителях, улучшает память или развивает воображение всем желающим без разбору, повышает вашу общительность, к какому бы стилю коммуникабельности вы по своему типу ни принадлежали.

Соционический же подход утверждает, что норма для одного типа людей часто оказывается патологией для других. Массовый охват пусть даже самыми лучшими, но не индивидуализироваными по типам методиками неэффективен. Социоанализ для каждой категории людей указывает свои природные пределы привычных, не приводящих к невротизации реакций. На этой основе разрабатывается не одна-единственная «сверхэффективная» методика, а целый их набор, учитывающий индивидуальные особенности восприятия и мышления людей разных типов.

Какова практическая отдача от соционики? Соционика является фундаментальной дисциплиной, поэтому прямое ее употребление с быстрым эффектом помимо целей познания и объяснения затруднительно. Для этого она должна обрести более прикладной характер, воплотившись в целую серию методик и социальных технологий. Такой инструментарий разрабатывается в рамках социоанализа — практически ориентированной отрасли соционики, занимающейся проблемами социально-психологического прогнозирования, конструирования эффективных коллективов, а также органического включения отдельных людей в динамический социум.

Кроме общепознавательного эффекта, который соционика дает любому специалисту, она найдет широкое применение в подготовке работников принципиально иного интеллектуального уровня — способных успешно справляься с задачами грядущего информационного общества, где дороже всего будут стоить не материальные товары, а интеллектуально-информационные продукты. Неоценимую пользу она принесет в школе и вузе. Здесь она предлагает следующие новшества:

  • комплектование классов и учебных групп, в которых за счет гармонического сочетания темпераментных особенностей типов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и легко решается проблема дисциплины;
  • социализирующее воспитание в младших классах, которое снабдит ребенка необходимым для жизни опытом коммуникации и умения находить общий язык с представителями всех человеческих типов;
  • предметно-дифференцированное обучение в старших классах и семинарских вузовских группах, где на первое место выйдет «клубный», проблемно-дискуссионный метод обучения;
  • индивидуальный подход к ученику и студенту, учитывающий как его природный тип, так и форму проявления типа, что дает ему реальный шанс для актуализации своих способностей.

Немалую отдачу прикладная соционика дает в области кадрового и управленческого консультирования фирм, организаций и учреждений любой отрасли. Она позволяет сформировать как устойчивую команду работников широкого профиля, так и целевые группы под конкретную задачу. За счет соционически грамотного подбора и расстановки кадров можно сэкономить большое количество реальных денежных средств, а также время и нервы людей.

Найдет ли применение соционика в семье? Некоторые безоглядные оптимисты утверждают, что соционика войдет в каждый дом, так как она хорошо прогнозирует уживчивость людей. Однако вряд ли оправдано вторжение логических законов в такую тонкую материю, какой являются отношения двоих. Право выбора спутника жизни или просто друга навсегда останется за самим человеком, однако знание сценария развития отношений предостерегло бы людей от многих непоправимых ошибок. В личном и семейном консультировании с помощью соционики гораздо легче разобраться в скрытых механизмах раздоров и недоразумений.

Самой большой ошибкой ученых, знакомящихся с соционикой впервые, является утверждение о том, что она загоняет человека в жесткие рамки, распространяет якобы миф о зафиксированности и неизменности его психологических черт. Соционика, действительно, наполовину статична, так как пытается уловить неизменное в человеке — устойчивые координаты коммуникативного пространства личности.

Но, с другой стороны, существует и динамическая соционика, которая изучает закономерности изменения коммуникативного стиля в зависимости от дистанции коммуникации, а также фазы ее развития во времени. Динамический подход описывает также усиление одних функций и ослабление других с возрастом человека. Он в одинаковой мере учитывает как влияние типа на внешнюю среду, так и его обратное изменение под действием этой среды.

Таким образом, в соционике предпринимается попытка привести к общему знаменателю огромный объем знаний, накопленный в течение последних десятилетий исследований личности. Этот интегрирующий подход приобрел форму обобщенной модели личности, которая учитывает как ее устойчивое внутренне ядро (тип и его вариант), так и изменчивую внешнюю оболочку (функциональное состояние типа и его трансформация под действием среды). Конечная цель соционики — найти «золотую пропорцию» всех измерений личности и привести к консонансу ансамбль человеческих индивидуальностей в гибко организованном социуме.

Источник: http://socionics.kiev.ua/