Дихотомии

Автор Андрей Лустач, опубликовано . Раздел: Теория соционики

В своей работе «Психологические типы» К.Г. Юнг отмечал, что психические функции образуют пары противоположностей, которые в соционике называются дихотомиями, одна из функций в паре всегда доминирует в сознании человека, вытесняя при этом другую. Так мышление противоположно чувству, а ощущения — интуиции, кроме того, Юнг выделил две пары дополнительных свойств функций: рациональность-иррациональность и экстраверсию-интроверсию. Таким образом в соционике рассматривается 4 пары дихотомий.

А. Аугустинавичюте изменила названия юнговских функций, назвав мышление логикой, чувство — этикой, а ощущение — сенсорикой, оставив прежнее название лишь интуиции.

Типы и дихотомии:

tipy-dihotomii

Описания дихотомий:

4-х дихотомий достаточно для обозначения всех 16 психотипов в соционике.

Сенсорика — интуиция

  • Сенсорика – восприятие окружающего пространства посредством ощущений, стремление охватить все ощущения в данный конкретный момент времени,  «быть здесь и сейчас».
  • Интуиция – восприятие на основе представлений событий происходящих в различных пространствах и в разное время, быть «там и тогда».

Время (интуиция) и пространство (сенсорика) противопоставлены, как два противоположных качества все той же материальной частицы. Берется ее простая способность занимать и не занимать определенную точку пространства в разные моменты времени. Очень похоже на материю-энергию. Пространство в данном случае неизменный полюс дихотомии, время — изменяемый.

Частица может на протяжении какого-то промежутка времени (суммы моментов своего существования) занимать определенную точку в пространстве. Это будет время ее жизни в этой точке. Она в это точке «есть». Потом она из этой точки переместится в другую. Не важно, в какую, или распадется. Просто в той прежней точке ее больше не будет. С этого момента частица в этой точке «не-есть».

Получается дихотомия: «естьность» — «не-естьность» частицы в точке пространства в разные моменты времени. За «естьность» отвечает пространство, в пределе, если бы не было времени, все частицы изначально и всегда находились бы в одной точке пространства, т.е. между ними не было бы промежутков и, как следствие, самого пространства не существовало бы. Не было бы протяженности между точками. Но пространству противопоставлен другой полюс, время, которое дает частицам начало и конец их существования в каждой точке. Время создает частицам «не-естность».

Т.о. пространство и время в полном соответствии со своим ролями противоположных полюсов борются за противоположные свойства частицы: пространство стремится оставить ее как можно дольше (в идеале навсегда) там, где она есть сейчас, а время постоянно меняет ее положение. Получается классические единство и борьба противоположностей.

С типами это прекрасно стыкуется: сенсорик стремится получить все и сразу, здесь и сейчас, для него нет никаких последовательностей, все вещи «есть». Для интуита вещи могут быть, а могут и не быть, он может распределять свои действия по времени.

Интуиты способны время предсказывать момент наступления события или оптимальный момент для действия «ни почему», просто так, потому, что чувствуют течение времени, а сенсорики не могут. Они рассчитывают промежутки времени по шаблонам ( и если подходящего шаблона нет, то ошибаются), хотя может внешне и то и другое выглядит похоже. Но по сути, если внимательно понаблюдать, сенсорики, даже если тщательно время рассчитают, все равно или опоздают (например, Штирлиц) или поспешат (Жуков). Это внешне не очень заметно, т.к. выбор момента у сенориков очень ярко проявляется по их действиям. Выбрал момент (не важно, рано или поздно) и сделал, что решил. Момент-действие, короткая связка. А интуит, если выбрал момент, то это еще не значит, что он сделает то, что нужно в этот момент, т.к. вовремя напрячь сенсорику для быстрого действия в соответствии с моментом интуиту легко не всегда, по принципу «вот сейчас самый момент для ..., но ...». И он может не сделать нужного в подходящий момент, а потом не делает этого, т.к. нужный момент уже прошел. Момент-ожидание-действие, длинная связка. Отсюда кажущиеся «тормознутость» интуитов (пропустили момент) или суетливость (боятся, что не смогут сделать, что задумали, когда нужный момент приближается) и расчетливость сенсориков.

Другими словами, сенсорики быстро и творчески действуют, но часто не вовремя. Интуиты точно знают, когда, но не всегда делают то, что нужно. В результате (если очень-очень обобщить) получается, что несвоевременные действия сенсориков на практике в целом результативнее, чем своевременное бездействие интуитов, т.к. попадания у сенсориков при соответствующей дисциплине все же чаще.

Сенсорик всегда контролирует много точек пространства вокруг, находится «здесь и сейчас» в настоящем времени, поэтому они гораздо лучше интуитов ощущают окружающее пространство, которое воспринимают своими органами чувств, насколько оно комфортно или некомфортно, более «твёрдо» закреплены в нём, осознают границы своего и чужого пространства, занимают и удерживают. Лучше осознают своё физическое состояние. Мышление у сенсорика более конкретное, он исходит из того, что существует однозначно. Сенсорики более практичны, чем интуиты, что хорошо заметно в повседневной жизни и в быту им гораздо легче поддерживать порядок и чистоту дома, заботиться о своём и чужом самочувствии.

Интуиты наоборот, хуже отслеживают своё пространство, им сложнее постоять за него, у них могут возникать проблемы с обеспечением своего комфорта, всё это требует от них больших усилий. Зато они гораздо лучше сенсориков определяю точки находящиеся там тогда, вне привязки к пространству, поэтому они гораздо лучше оперируют абстрактными идеями, строят теории, могут предсказывать пути развития событий, к чему приводят те или иные изменения. Обнаруживают суть вещей и явлений, строят гипотезы и предположения. Обладают богатым воображением, в котором могут легко переноситься в будущее и прошлое, представлять далёкие от реальности вещи.

Сенсорики:

  • Ощущения
  • Конкретность
  • Владение
  • Практичность
  • «Здесь и сейчас»
  • Конечный результат

Интуиты:

  • Представления
  • Воображение
  • Понимание
  • Теоретичность
  • «Там и тогда»
  • Этапы в процессе

Логика — этика

  • Логика – восприятие на основе суждений, стремление все взвесить, измерить, проанализировать.
  • Этика –  чувствование эмоций и отношений других людей, эмоциональное воздействие на них.

Эта дихотомия базируется на противопоставлении свойств материи (логики) её движению (этике). Для того, чтобы рассмотреть какую-либо материальную частицу нужно зафиксировать её в пространстве относительно себя – остановить её движение, логик этим постоянно и занимается, он останавливает частицы, так как его внимание приковано к материи, этик же направлен на само движение материи и соотношение энергий различных объектов, для него наоборот, чем больше вокруг движения тем лучше. В жизни этик пытается передать свою энергию (эмоции) другим, настроится на волну другого человека, определить отношения, логик же старается всё остановить относительно себя для того, чтобы взвесить, измерить, разложить по полочкам. Получается два полюса движение и остановка. Между ними не возможен компромисс. Этик всегда будет говорить: «Ну что же ты такой вялый, почувствуй, расшевелись, сдвинься с места (ускорься)!» Логик же всегда скажет: «Стоп! Остановись! Подумай, взвесь, оцени расстановку сил (предметов, идей…)!»

Этики более свободны и раскрепощены в своих реакциях, поэтому они могут позволить себе реагировать, не задумываясь о форме проявления чувств. Эмоции и отношение этика всегда заметны и всегда соответствует окружающей обстановке: этик смеётся столько, сколько требует, выразит сочувствие на столько, на сколько это необходимо. Если этик ошибся, то он очень быстро исправится и подберёт требуемые эмоции для данной ситуации.

Логик всегда ориентирован на объективные законы и причинно-следственные связи, живёт в мире материальных объектов и неодушевлённых вещей. Ему трудно разобраться в чувствах и эмоциях других людей.

Логики:

  • Разум
  • Мышление
  • Рассудок
  • Объективность
  • «Разложить по полочкам»

Этики:

  • Чувства
  • Отношения
  • Переживания
  • Субъективность
  • «Хорошо — плохо»
  • «Гуманно — не гуманно»

Экстраверсия — интроверсия

  • Экстраверсия – направленность внимания вовне непосредственно на внешние объекты и явления.
  • Интроверсия – направленность внимания вовнутрь на собственные впечатления и суждения об объектах.

Таким образом исходя из аспектов точка приложения активности у экстравертов — это абсолютные аспекты, т.е. сами объекты. У интровертов наоборот, внимание направлено на относительные аспекты отношение к объекту (субъекту) и отношения (связи) между ними.

«Первый (экстраверт) ориентируется по данным внешних факторов; а другой (интроверт) сохраняет свое особое воззрение, которое вдвигается между ним и объективно данным. И если ориентирование по объекту и по объективно данному преобладает настолько, что чаще всего самые важные решения и действия обусловливаются не субъективными воззрениями, а объективными обстоятельствами, то мы говорим об экстравертной установке.»
«Тогда как экстравертный тип всегда преимущественно ссылается на то, что приходит к нему от объекта, интровертный опирается преимущественно на то, что привносит к констелляции (взаимное расположение) от себя внешнее впечатление в субъекте.»
(К. Г. Юнг «Психологические типы»)

Экстраверты:

  • Распространение вовне
  • Внешние проявления
  • Приспособление других под себя

Интроверты

  • Концентрация внутри
  • Внутренние переживания
  • Приспособления себя под других

Рациональность — иррациональность

  • Рациональность – стремление разделить всю поступающую информацию на составляющие, дать оценку или принять решение в отношении каждой части.
  • Иррациональность – стремление к непрерывному восприятию потока информации, слиянию с ним, без вынесения оценки или суждения.

Вопрос отличия рационального от иррационального – это вопрос взаимовлияния аспектов, психических функций и разума. Пара логика — этика имеет коренное отличие от сенсорики — интуиции. Логика — это психическая функция, позволяющая воспринимать материю. Материя – это сгруппированные частицы, а это значит, что они объединены в систему.

Система — 1. Структура, представляющая собою единство закономерно расположенных и функционирующих частей. Толковый словарь

Именно эта система частиц и воспринимается разумом, как материя. Чтобы воспринимать что-то, нужно самому быть похожим на то, что ты воспринимаешь (главное правило восприятия). Так мы получаем аналогичность разума (его природы) и материи. Оба они СИСТЕМНЫ. Т.е. состоят из частиц, объединенных связями. По этой причине разум может воспринимать материю и ее свойства. Это и есть рациональность, или системность их обоих — похожесть разума и материи. Разум материален, материя разумна в том смысле, что ни оба устроены одинаковым образом. Наш разум устроен по тому же принципу, что и материя. Рациональность не совсем правильное слово, системность точнее. Но рациональность устоялось, так что пусть будет рациональность.

Далее. Этика – это психическая функция, позволяющая воспринимать движение материи, то есть воспринимать изменения в системе, чтобы воспринимать движение в системе.

Теперь пара инуиция-сенсорика. По сути они несистемны, так как неделимы на части. Пространство и время сами по себе невозможно поделить на части. В отличие от материи и энергии. Поэтому пространство и время нематериальны, т.е. несистемны, и значит, не могут быть восприняты системным разумом. Их восприятие происходит вне разума. И механизм, воспринимающий их, должен обладать тем же свойством — неделимостью на части, поэтому разум настроеный на восприятие интуции — сенсорики воспринимает их внесистемно — иррационально.

По поведению: рационалы стремятся именно принять решение как можно быстрее, а иррационалы оттягивают момент принятия окончательного решения, бесконечно собирая дополнительную инфорамцию. Рационалу гораздо легче решитьтся на что-то, чем ирраицоналу, зато у последненго гораздо лучше получается сбор инфоромации для принятия решения. С этой точки зрения можно разделить процесс принятия любого решения на 2 этапа:
1 этап: подготовка решения — сбор информации для его принятия, разработка возможных вараинтов, обдумывание их, оценка с разных сторон. В этом сильны иррационалы
2 этап: принятие и реализация решения — выбор из многих альтернатив одной-единствнненой, утверждение ее в роли плана дальнейших действий и следование ей в будущем. В этом сильны рационалы.

Рационалы отличаются большей стабильностью, у них всегда есть набор готовых решений, которым они следуют, также это выражается в их постоянном планировании своих действий, то есть у них уже есть заранее заготовленные решения, как они будут поступать в той или иной ситуации. Обычно всегда имеют стабильную работоспособность, независимо от своего настроения.

Иррационалам больше нравится неопределённость, не любят когда уже всё заранее известно, они стараются оставить за собой возможность выбора и до последнего момента могут не знать, что они будут делать в той или иной ситуации. Работоспособность иррационалов зависит от их настроения и желания, поэтому она постоянно колеблется.

Рационалы
(решающие):

  • Запланированность
  • Стабильность
  • Последовательность
  • «Решить как можно быстрее»

Иррационалы
(воспринимающие):

  • Спонтанность
  • Ситуативность
  • Переменчивость
  • Подъёмы — спады
  • «Найти (выбрать) наилучшее решение»

Метки: , , , , , , , ,