Проявление в мимике дихотомии логика — этика ч.2

Автор Андрей Лустач, опубликовано . Раздел: Методики типирования

Мимика — 1) Движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние. 2) Выражение чувств и мыслей посредством движения лицевых мышц (в актерском искусстве).(Толковый словарь русского языка)

При общении с человеком и попытках понять его характер значительная часть внимания, осознанно или нет, уделяется его жестам, взгляду и мимике. Мимика – это движения мышц лица, выражающие душевные переживания человека. Обычно такие движения лица совершаются рефлекторно, автоматически, но часть из них хорошо воспроизводится сознательно. И те, и другие используются для определения психотипа человека. Мимика может рассказать не только о переживаниях человека в данный момент времени, но и является важным элементом типирования в соционике.

Подвижность мимики в целом

Длительные наблюдения за людьми с точно определенными типами позволили выявить некоторые характерные особенности, присущие мимике этиков и логиков. Если оценивать подвижность мышц лица в целом, то можно сказать, что мимика этиков характеризуется плавностью перехода от одной эмоции к другой. У всех этиков эмоциональные выражения постепенно сменяют друг друга и как бы «перетекают» из одного в другое. Этики творчески обыгрывают каждое настроение, создавая очень живой непосредственный и притягательный театр мимики. В отличие от этиков логики имеют несколько «готовых» мимических выражений радости, печали, скуки и т.д., которые они меняют как маски, иногда очень резко. Логики скупы в передаче эмоций. Большую часть времени выражение лица логиков серьезное или скучное, эмоциональный уровень стабилен, в то время как у этиков выражение лица меняется, а эмоциональный уровень переменчив.

Сравните, как изменяется со временем мимика этика (Дюма, слева) и мимика логика (Дон Кихот):

Еще примеры, мимика этика (Есенин):

Мимика логика (Бальзак):

Этики-Логики — Улыбка

В первую очередь внимание следует обратить внимание на улыбку. Большинство людей склонны улыбаться при общении, поэтому по характеру улыбки можно легко установить отличия логиков и этиков. Улыбка этика полностью зависит от ситуации и текущего настроения. Она всегда разная, и может быть теплая, мягкая или слегка печальная, но всегда свежая и новая. Улыбка логика в подавляющем большинстве случаев не зависит от ситуации, она как бы одна на все времена. Создается впечатление, что у логиков существует ограниченный стандартный набор улыбок на каждый случай жизни. Этик улыбается или грустит, уверенно переживая и выражая свои чувства. Улыбка логиков обычно неуверенная.  Кроме того, для логиков характерна «забытая улыбка», отражающая явное несоответствие мимики текущей ситуации. Это происходит, когда человек долгое время заставляет себя улыбаться, искренне не желая этого, что очень характерно для логиков, а потом не может отключить это усилие и продолжает улыбаться уже автоматически, когда необходимость в улыбке уже отпала. Особенно это характерно для женщин – интуитов-логиков.

Улыбки этиков:

Улыбки логиков:

Подвижность частей лица

Существует еще один мимический  признак, отличающий логиков и  этиков, определяемый по подвижности нижней и верхней частей лица. Если мысленно провести горизонтальную линию, разделяющую лицо человека в области основания носа (см. рисунок), и сравнить подвижность частей лиц, то будет хорошо заметно, что верхняя часть лица более подвижна у логиков, нижняя у этиков. Логик выражает свое состояние, чувства и отношение к происходящему в большей степени глазами и лбом, чем ртом. Для логика нормальной мимической реакцией являются быстрые и активные движения бровями и лбом. Логик обычно вскидывает брови, делает из них «домик», или сводит вместе, хмурит, двигает бровями вверх-вниз по-отдельности («волна бровями») и т.д. Во время этих изменений губы логика обычно выражают некоторую стандартную фиксированную эмоцию и практически не меняют своего выражения. Этик выражает эмоции в большей степени  нижней частью лица – ртом и губами. Нормальной мимической реакцией для этика является реакция на высказывание собеседника или событие с помощью изменения положения губ. Этик обычно сжимает губы, морщит или заметно кривит рот. При этом брови и лоб остаются почти неподвижными, либо брови просто вскидываются и\или сводятся вместе и надолго застывают. Можно сказать, что активность мимики верхней части лица логика равна активность мимики нижней части лица этика. Аналогично нижняя часть лица логика столь же пассивна в выражении эмоций, как и верхняя часть лица этика.

На первый взгляд кажется, что обычно люди используют и верхнюю, и нижнюю части лица равномерно, но если  взять двух  людей с точно определенными типами, логика и этика, и понаблюдать за их мимикой достаточно долго, сравнивая подвижность верхней и нижней частей лица, не трудно убедиться, что они разные. Нужно просто сравнивать количество движений мышц в единицу времени в каждой части лица. Например, на представленных ниже крайних слева фотографиях хорошо видно отличие в мимике верхней и нижней частей лица: логик активно свел брови, при этом лишь немного скривил рот, у этика же лоб остался почти неподвижен, зато он активно сократил различные мышцы в нижней части лица.

Мимика логика (брови-лоб):

Мимика этика (рот и губы):

Как видно, для определения дихотомии «логика-этика» не обязательно обращать внимание на выразительность эмоций, их оттенки и соответствие ситуации. Достаточно отслеживать только движения мышц лица — где и как сильно они сокращаются, в верхней части лица или в нижней.

Фотографии

Все перечисленное выше касается как наблюдения вживую, так и фотографий, на них этики бывают совершенно разными в зависимости от настроения: в один момент серьезные, в другой — веселые, в третий — грустные. Все это в разных полутонах и на переходах из одного настроения в другое. Часто этики бывают запечатлены как бы в переходе от одного настроения в другое, и это очень яркий признак. Логики на фото выходят чаще в двух вариантах — либо скучно-серьезными, либо со стандартной улыбкой, которая может повторяться на нескольких фотографиях почти неизменной, без промежутков и полутонов. Таким образом, посмотрев достаточное количество фотографий, обычно 30-50 шт, по мимике можно сделать достаточно надежные выводы о дихотомии логика-этика.

Стандарты мимики

В большинстве случаев попытки протипировать человека по эмоциям и обосновать выводы на основе мимических проявлений наталкиваются на различное понимание стандартов проявляемых эмоций. Одни и те же эмоции одним людям  кажутся яркими и разнообразными, а другим совершенно обычными, стандартными. Вопрос в том, какие улыбки считать мягкими, какие эмоции плавными и так далее. Все зависит от стереотипов, которые использует конкретный человек, с какими примерами мимических проявлений из своего опыта он сравнивает. Поэтому при типировании важно, чтобы типировщик имел обширный опыт наблюдения мимических проявлений у представителей разных, противоположных типов.

Также при типировании в качестве аргумента в пользу этики люди часто говорят о неадекватности своих эмоций перед камерой (страх, дискомфорт, зажатость), объясняя это тем, что  в естественном состоянии, когда на них никто не смотрит, их эмоции ярче, а именно эти фотографии оказались неудачными. Однако, если вы снимете еще одну серию фотографий, то увидите то же самое. Можете попросить типируемого специально покривляться перед камерой и снять его еще раз. А потом попросить специально не проявлять никаких эмоций и снова сделать серию снимков, а затем сравнить все три группы  снимков. Вы удивитесь, но результат сравнения с точки зрения подвижности мышц лица будет одним и тем же — мимика логиков одинакова независимо от ситуации, в которой их снимали. Поэтому фотографии для типирования подходят любые, нужно только чтобы типируемый проявлял на них какие-нибудь эмоции.

Кроме того, у каждой культуры имеются свои особенности при проявлении эмоций, например, латино-американцы выделяются своей яркой мимикой и жестами, «южный темперамент».

Метки: , , ,