Что типирует соционика?

Автор Андрей Лустач, опубликовано . Раздел: Аспектоника, Аспекты и функции, Методики типирования, Соционика, Типологии



Если внимательнsamoocenka(1)о рассмотреть ситуацию с типированием, которая сегодня сложилась в соционике, то выяснится, что практически каждый соционик или соционическая школа заявляет о наличии у себя собственного «уникального», «научного» и «совершенно точного» метода определения соционических типов.  Однако, на практике оказывается, что при определении типов реальных людей совпадения результатов у разных социоников настолько редки, что их смело можно считать случайными. На многочисленных примерах выясняется, что ситуация со сходимостью результатов не претерпела никаких принципиальных изменений со времен эксперимента «СРТ-99», а ведь с тех пор прошло уже полтора десятилетия, за которые многие соционики успели выпустить не одну книгу, отчитаться о нескольких фундаментальных исследованиях и сотнях проведенных типирований.

Как получается, что изучая на протяжении многих лет один и тот же предмет соционики никак не могут прийти к общим выводам? Может все дело в том, что каждый из них по-своему понимает и интерпретирует соционические понятия и определения, а то и вовсе занимается не соционикой, а чем-то другим? Ну и самый главный вопрос, а как вообще соционики ищут и проверяют связь между реальностью и своими теориями, может ли в действительности оказаться, что их представления о предмете исследования не соответствуют действительности?

Чтобы ответить на все перечисленные вопросы нам нужно разобраться в принципе, что является на самом деле предметом изучения соционики. Таким образом мы получим надежный критерий, который позволит нам точно оценить, является ли подход той или иной соционической школы или соционика в полной мере соционическим, соответствует ли он предмету исследования соционики или нам под ее видом выдают что-то другое, имеющее к ней совершенно отдаленное отношение.

Тип Информационного Метаболизма

«Соционика — наука о соционе, соционной природе человека и структуре общества, о разных типах информационного метаболизма (ИМ) людей и разных формах взаимоотношений между ними — родилась на основе типологий К.Г. Юнга, Э. Кречмера, А. Е. Личко и информационного метаболизма А. Кемпинского. Это точная наука, показывающая, что в основе восприятия и мышления человека, в основе функционирования и развития общества лежат законы физики.»

(А. Аугустинавичюте «Социон или основы соционики»)

Именно такое развернутое определение соционики дает нам ее основательница А. Аугустинавичюте. Из него мы можем сделать вывод, что соционика является наукой о типах информационного метаболизма (ТИМ) и отношениях между ними. Совокупность из 16 типов ИМ и 16 видов отношений между ними А. Аугустинавичюте назвала соционом.

Что же такое ТИМ, давайте снова обратимся к первоисточнику:

«Люди отличаются типом информационного метаболизма (ИМ). То есть тем, что при прочих равных условиях (интеллект, образование, ситуация), получают разную информацию. В основе явления лежит то, что информация, которую человек получает о разных аспектах мира, отличается степенью осознанности.»

(Аугустинавичюте А «Соционная природа человечества и асоционность общества»)

Выходит, что ТИМ – это определенный способ получения информации о разных аспектах мира, а различия между людьми с разными ТИМами заключаются в степени ее осознанности:

«Те аспекты, которыми пользуется лишь сам индивид отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навыки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются дифференцированно с большей точностью, позволяющей осмыслить эту информацию и представить ее в словесной форме.»

(А. Аугустинавичюте «Социон, или основы соционики»)

Стоит отметить, что идея А. Аугустинавичюте о существовании материальных аспектов является одной из ключевых в соционике, она в значительной степени расширяет и дополняет типологию К. Г. Юнга. Важность этого открытия сложно переоценить, т.к. формы психической деятельности человека, которые К. Г. Юнг называл психическими функциями, благодаря аспектам получают объективное материальное выражение. Т.е. по своей сути аспекты являются ничем иным, как предметом деятельности и восприятия юнговских психических функций, часто называемых в работах А. Аугустинавичюте элементами информационного метаболизма (ИМ):

«...в процессе информационного метаболизма каждый человек пользуется 8 элементами ИМ, каждый из которых отражает один из объективных аспектов окружающего мира.»

(А. Аугустинавичюте «Дуальная природа человека»)

Каждый ТИМ воспринимает все 8 аспектов окружающего мира, но с разной степенью осознанности:

 «Оказывается, психика человека окружающий нас мир дифференцирует на определенные составные части или аспекты. И каждый тип личности про одни из этих аспектов получают очень дифференцируемую и очень хорошо осознаваемую информацию, а про другие аспекты воспринимает недифференцируемую, в сжатом виде.»

(А. Аугустинавичюте «Дуальная природа человека»)

Функции психики А. Аугустинавичюте определяет, как способы восприятия разных материальных аспектов окружающего мира:

«Основные функции — это способности человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира. Мы эти функции будем называть элементами информационного метаболизма человека.»

(А. Аугустинавичюте «Дуальная природа человека»)

.«…психические функции ни что иное, как восприятие разных сторон конкретной и совершенно объективной действительности. Вся типология основана на том, что информация о внешнем мире дифференцирована, что разные типы личности полностью сознательно воспринимают и оценивают другие стороны того же объективного материального мира. Психические типы Юнга — типы мышления или интеллекта. Но, наверное, проще всего будет их называть типами ИМ, так как основное отличие между типами людей — разница в обмене информацией с внешним миром.»

(А. Аугустинавичюте «Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм»)

Таким образом, мы видим, что ТИМ человека включает в себя 8 элементов ИМ – психических функций. Еще одной заслугой А. Аугустинавичюте является создание структурной модели ТИМа, называемой в соционике моделью А. Модель А описывает внутреннее «устройство» ТИМа – связи и расположение его функций:

«Основой моделей ИМ стала своеобразная структура — сочетание восьми элементов, которые Юнг называл психическими функциями. Отличие между отдельными моделями в том, какие из элементов играют ведущую роль. Прежде всего, роль первой и второй функции.»

(Аугустинавичюте А. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм)

Помимо создания модели психики А. Аугустинавичюте сформулировала и описала роль каждой отдельной психической функции и их блоков в жизни человека и социума в целом.

Например, по А. Аугустинавичюте роль блока ведущих функций (первой и второй по модели А) заключается в активном воздействии на окружающий мир, аспекты этих функций воспринимаются человеком в наиболее полном и хорошо осознаваемом виде, что позволяет ему передавать информацию о них другим людям. В то же время, например, блок менее осознанных функций 3 и 4 служит индивидууму для адаптации в обществе.

Более полную информацию об отдельных функциях и их блоках можно получить из работ А. Аугустинавичюте. Мы же лишь отметим значимость этих знаний в качестве одного из критериев для определения ТИМа.

Методики типирования

К сожалению, в трудах А. Аугустинавичюте не содержится готовой методики определения соционических типов, ею не была доведена до конца работа по уточнению и формализации описаний соционических аспектов и функции, что в итоге создало большое поле для всевозможных интерпретаций и «упрощения» соционической теории ее последователями.

Однако, как показал вышеприведенный анализ, в работах основательницы соционики вполне конкретно сформулирован предмет исследования и соционики – ТИМ человека и даны ключевые критерии, на основе которых можно построить вполне объективную методику его определения. Такая методика типирования была создана и успешно применяется нами в Школе Физиогномической Соционики (ШФС).

Именно поэтому мы можем легко указать ключевые пункты, которые должна содержать в себе любая вербальная методика, определяющая соционические типы:

  1. Описание аспектов материального мира, воспринимаемых психикой человека.
  2. Описания объективных проявлений всех 8 психических функций человека.
  3. Описания объективных проявлений каждой конкретной функции и каждого блока модели А.

Мы не зря использовали здесь слово объективный, именно наличие объективизированного подхода отличает соционику от других психологических и околопсихологических наук, оценивающих мнения и поступки людей, их образ жизни на основании субъективных суждений. Соционика в отличии от них имеет дело с действительным проявлением человеческой психики – восприятием материальных аспектов окружающего мира.

Поэтому, объективность критериев, их независимость от субъективных оценок типировщика и типируемого является еще одним из главных признаков, указывающих нам на то, что перед нами действительно соционическая методика типирования, определяющая соционические признаки, а не что-то другое.

Именно на основе указанных критериев мы и будем оценивать подходы отдельных социоников и соционических школ.

Продолжение следует...

Автор: Лустач Андрей
Идеи: Духовской Тимофей

Популярность: 0 [?]

Related posts: